Понятие здоровья

Страница 2

С точки зрения психологии, здоровье определяется как «основание жизненной целостности организма», в связи с чем возникает необходимость оздоровительной работы. В.Т. Кудрявцев отмечает, что перспектива оздоровительной работы с детьми носит комплексный характер и связана с междисциплинарными разработками научно-практического характера, получившими название развивающей педагогики оздоровления. Это направление оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики и детской психологии и представлено в работах Ю. Ф. Змановского, базирующихся на исследованиях физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, философа Э.В. Ильенкова, а в настоящее время активно разрабатывается Институтом дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.

Основными чертами названного направления можно считать следующие:

в центре направления лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;

здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она опирается на его развитие;

работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Анализ литературы по проблеме здоровья дошкольников позволил нам разделить всю представленную библиографию на несколько групп с условными названиями.

Первая группа содержит литературу с общим компонентом «здоровый» или «здоровье»: работы Г.Н. Сердюковской и Л.Ф. Бережковой, В.Г. Алямовской, А.И. Кравчука и Ю.П. Симакова, И.В. Чупаха, Ю.А. Антонова, В.Я. Лыковой, В.А. Александровой, О.А. Сафоновой, М.В. Корепановой, Е.В. Водневой, И.И. Пуртова и др. В этих работах здоровье рассматривается как комплексное понятие, требующее определенной корректировки различными методами.

Вторая группа литературы ориентирует нас на проблемы здоровья в аспекте взаимодействия с разными научными дисциплинами: здоровье и психология, здоровье и педагогика, здоровье и образование, здоровье и экология. Это материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях Москвы», тезисы докладов 1 научно-практической конференции «Здоровье и образование ребенка», материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми», сборник научных трудов «Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников» и др.

Третья группа литературы представляет собой программы повышения уровня здоровья дошкольников и научно-методические обоснования здоровьесберегающих технологий: это работа И.В. Чупаха «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авторских программ на базе дошкольного учреждения № 199 г. Нижний Новгород», В.Т. Кудрявцева «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» и т.д.

Так как дошкольная педагогика тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией и гигиеной, то для этой области дошкольной педагогики оказывается важным не просто воспитание, но воспитание здорового ребенка. Это возможно при соблюдении целого ряда условий, среди которых приоритетными можно назвать следующие:

- подготовка родителей к рождению здорового ребенка, улучшение генофонда страны социально-политическими, экономическими мерами;

- ориентация здравоохранения России на профилактическую работу;

- контроль со стороны государства за экологией;

- создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях;

- работа с семьями детей по пропаганде здорового образа жизни и вовлечению родителей в процесс оздоровления детей и т.д.

Как видно из названных условий, основную роль в процессе осуществления улучшения здоровья детей играет социальный фактор. Обратимся к его рассмотрению более подробно.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Развитие детского коллектива
Важную роль в развитии теория детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявляться в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарское движение в пионерском лагере «Орленок»). Во главе комм ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Документы планирования п/о, которыми пользуется мастер, их назначение
Основными планируемыми документами в деятельности мастера профессионального обучения являются: 1) Перечень УПР. 2) Перспективно-тематический план изучения темы. 3) План производственного обучения. 4) Графики перемещений обучающихся по рабочим местам или видам работ. 5) План урока. 6)Стандарт профес ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru