- Приходские школы для низших сословий;
- Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей;
- Гимназии для чиновничества и детей дворян.
Тип образования должен был соответствовать социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.
Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах. Левин не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики.
В 1833 году его заменил С.С. Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:
- православие;
- самодержавиею
Им соответствовали идеи государственности российской политики. А принцип народности соответствовал идеи национального возрождения.
Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов, а также постановление о лишении университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова, направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян.
В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:
- С двумя древними языками;
- С обучением естествознанию, законоведению;
- С обучением законоведению.
Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы.
В первой половине 19 века умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов, воспитание и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества.
Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты.
В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Ф. Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:
- религиозность;
- любовь к ближнему;
-нравственность.
Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В. Киреевский (1806-1865гг.), А.С. Хомяков (1804-1860гг.), С.П. Шевырев (1806-1864гг.)
Крупнейшими представителями революционно-демократической педагогики в 30-40 годах явились В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
Информация о ообразовании:
Обучение звуковой речи
Основные положения этого метода заключаются в следующем: 1) необходимость систематического обучения в школах; 2) письмо и речь идут рука об руку; 3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка; 4) при прохождении материальной стороны надо руководство ...
Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...
Характеристика семьи как
социального института
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ну ...