Происхождение и развитие письма

Статьи по педагогике » Устная речь » Происхождение и развитие письма

Страница 1

Исторические разновидности письма:

А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение возможно только на ограниченном расстоянии от говорящего, в пределах слышимости речи; что же касается преодоления времени, то можно смело говорить о преимуществах письма перед устной речью. Происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдалёнными членами рода или другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком. В более ранние эпохи письма могли и не передавать элементов языка, но, тем не менее, быть средством общения. В посланиях использовалась как символическая сигнализация с использованием предметов (племена скифов), так и условная сигнализация, когда сами предметы ничего не выражают, а используются как условные знаки (перуанское, ирокезское письмо). О значении условных символов надо заранее договориться тому, кто посылает такое «письмо», и тому, кто его получает. Такими знаниями обычно обладала особая выделившаяся каста жрецов. «Предметное письмо» является элементарным и схематичным.

Начертательное письмо в разных своих формах (надписи на скалах, на погребальных плитах, триумфальные надписи) или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком средством общения. Собственно письмо, связанное с использованием для общения графических(начертательных) знаков (картинок, значков, букв, цифр), имеет большие возможности и передаёт более определённую информацию.

Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических (зрительных) знаков; под это определение подходит не только собственно письмо и печать, а так же и любые воспроизведения письменных и печатных знаков.

Б) пиктография, её специфика и недостатки.

Термин образован от латинского слова pictus (нарисованный) и греческого grapho (пишу). Этим термином обозначается такое письмо, знаки которого представляют собой схематические рисунки, наглядно изображавшие предметы и явления действительности. Пиктография не связана с алфавитом, т.е. набором определённых знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму, т.к. нужные для передачи вещи и ситуации надо только похоже изобразить; несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племён. В числе особенностей пиктографического письма две очень существенны для понимания того, почему пиктография с течением времени заменяется более совершенным письмом. Вот эти особенности:

а) сочетание пиктограмм передаёт более или менее полное содержание высказывания, но не передаёт его языковую структуру (последовательность слов, их форму, их звучание и т.д.);

б) чем отвлечённее содержание высказывания, тем труднее «изобразить» его набором пиктограмм; для отвлечённых идей пиктограммы не годятся.

В) идеография: отличительные черты, преимущества; древнее и современное иероглифическое письмо.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография (от греч. Idea(понятие) и grapho(пишу)). Таким образом, идеография – это «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.

На данном этапе развития письма одни и те же рисунки могли иметь и прямое значение (что изображено) и переносное (сопутствующие явления), что очень затрудняет дешифровку письменных памятников этого типа письма. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Существуют несомненные и очевидные преимущества идеографии(логографии) перед пиктографией: а) идеографическое письмо передаёт достаточно полно и точно содержание любого словесного сообщения независимо от степени его конкретности или отвлечённости; б) это письмо передаёт (хотя и неполно) элементы структуры высказывания (словопорядок, словесный состав, некоторые элементы грамматических форм); в) оно пользуется строго фиксированными, устойчивыми по начертанию наборами знаков. Идеография оказалась более устойчивой системой письма и у некоторых народов существует до сих пор (китайское письмо). В известной мере это объясняется тем, что идеографическое письмо имеет некоторые преимущества перед сменившим его фонографическим.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Экспериментальные исследования формирования трудовых умений через трудовые поручения
Тема моей работы: «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений». В практической части мною был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе ДОУ №251. Воспитатели: Сяглова Наталья Владимировна, Шурухина Марина Викторовна. Цель исследования: обо ...

Особенности содержания и организации образовательного процесса в Омском автотранспортном колледже
Рассмотрим на примере реализации инновационной образовательной программы «Интегрированная система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для высокотехнологичных производств автотранспортной отрасли и агропромышленного комплекса Омской области в условиях внедрения Европейских стандартов ...

Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Игра-драматизация является одним из удобных и естественных способов психического развития детей с нарушениями слуха, но ввести ее в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сложно. Так Г.Л. Выгодская (1975) отмечала, что для игры детям с нарушением слух ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru