Основные этапы развития просвещения в Византии

Статьи по педагогике » Образование в Византии » Основные этапы развития просвещения в Византии

Страница 1

Византийская империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.

Ознакомление с византийской образованностью и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом в профессионально-педагогическом отношении весьма продуктивно: Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до XIII-XIV вв. значительно превосходило западноевропейские государства. Как говорят византиноведы, она была самой «читающей» страной средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры. В силу своего срединного положения между Востоком и Западом Византия стала связующим звеном между культурами Европы и Азии, своеобразным транслятором античного наследия.

Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизацию, и просвещения можно выделить несколько этапов развитии культуры и просвещения Византии.

Ранний этап связан с длительным процессом превращения Византии из позднеантичного, рабовладельческого общества в феодальное, в централизованную монархию. На самое его начало — IV в. — приходится деятельность византийских богословов, видных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского (Великого), Григория Богослова и некоторых других. В их сочинениях представлена совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин, в которых показывалось отношение к духовному наследию античности, формулировались мировоззренческие и нравственные ориентиры христианства.

В этот период преодоление местного сепаратизма, подавление народных волнений и укрепление центральной власти сопровождались идейной борьбой ортодоксально-христианского учения с различными ересями и с иконоборчеством — социально-религиозным движением, отрицавшим культ почитания икон. Систематизация учений «отцов церкви» связывается обычно с деятельностью выдающегося богослова и просветителя XIII в. Иоанна Дамаскина.

Первый период завершается к IX в., когда на всей территории Византии возобладали единые формы власти и управления, правовые нормы, система идеологических и нравственных ценностей, которые поддерживались не только всем аппаратом государства и авторитетом церкви, но и существовавшей в то время системой воспитания и образования. К этому времени утвердилось конфессиональное единство общества в форме ортодоксального христианства, упрочился союз церкви и государства при решающей роли в нем государства, т.е. власти императора.

Глубокие перемены в экономике и социальной организации общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Их расцвет приходится на IX-XII столетия. Начало этого подъема обычно связывается с деятельностью разносторонне образованного императора Константина VII Багрянородного (913-959), по распоряжению и при непосредственном участии которого были открыты новые учебные заведения и составлены труды энциклопедического характера по самым различным отраслям знаний: логике, философии, истории и т. д. По свидетельству современников, при Константине получило развитие обучение арифметике, музыке, геометрии, стереометрии и Философии. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, Поручив им обучать тех, кто желал получить образование. Последовавший затем расцвет культуры и просвещения вошел в византиноведение по имени таких царствовавших династий, как «Македонское возрождение» (867-1056) и «Комнинское возрождение» (1081-1185). Просветительная деятельность таких видных представителей византийской культуры этого периода, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Итал и др. активно способствовала утверждению светской направленности образования.

В этот период взаимодействие общественно-экономических структур и культурная интеграция Византии и европейских стран стимулировались христианизацией народов Европы, сопровождавшей эпоху становления феодализма.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методика обучения сочинению-повествованию
Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что ...

Подготовка мастера к уроку
Подготовка к уроку – решающий и наиболее ответственных этап подготовки мастера к занятиям. Если недостатки перспективной подготовки могут быть устранены в процессе подготовки к уроку, то недочеты в подготовке к уроку непосредственно скажутся на его качестве. Личная подготовка мастера к уроку предст ...

Апробировать строительно-конструктивных игру направленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком. Для ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru