Основные этапы развития просвещения в Византии

Статьи по педагогике » Образование в Византии » Основные этапы развития просвещения в Византии

Страница 3

В середине X в. император Константин VII Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», адресованном сыну Роману, писал, что помимо благочестия богоизбранному государю необходимы обширные знания. Вступивший на престол в середине XI в. Константин X Дука заявил, что предпочитает славу ученого славе правителя. Михаил Пселл, воспитатель его сына, будущего Михаила VII, как бы углубляя эти рассуждения, отмечал, что служение благу государства требует от правителя и знаний, и учености, и помощи компетентных приближенных лиц.

Одну из коренных особенностей всего уклада жизни Византии составляли сочетание традиций римской государственности с устойчивыми традициями эллинского образования. В учебных заведениях Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным в эллинистическую и греко-римскую эпоху, образование, как отмечалось, имело светский характер. Даже при некоторых церквях Константинополя функционировали по сути своей светские школы. Стараясь овладеть сокровищами античной науки, византийские ученые многое сделали для сохранения культурного наследия прошлого. Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их толкованию и комментированию.

В IX-XII вв. были созданы лучшие кодексы, содержавшие сочинения античных авторов. Они широко использовались и учеными нового времени.

Идеалом образованной личности византийца являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. В связи с этим заслуживает внимания высказываемая некоторыми византиноведами мысль о своеобразии византийской образованности как культурно-исторического феномена: каждый образованный византиец олицетворял собой и наследие античной образованности, и подлинно христианское миропонимание, поэтому его не следует рассматривать ни как чисто античный, ни как чисто средневековый тип личности.

Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры. Размышляя о крушении византийского государства, русский историк педагогики

П. П. Соколов полагал, что после падения в 1453 г. Константинополя ученые беглецы с Востока принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное веяние любви к человеку и истине, которое оживило ростки Западного Возрождения.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Самоанализ проведенного урока
№ Вопросы для итогового анализа Оценка оптимальности действия учителя 1 Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач 2 Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на к ...

Взаимодействие школы и институтов социального воспитания – досуговых учреждений
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные ...

Формирование стиля межличностных отношений у психолога
Важную роль при формирование стиля межличностных отношений играет обучение в высшем заведении. Вузовское обучение имеет свои особенности, школьникам приходиться перестраивать свою мыслительную деятельность после школы. В ВУЗе совсем другие требования к изучению дисциплин, другое отношение преподава ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru