В середине X в. император Константин VII Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», адресованном сыну Роману, писал, что помимо благочестия богоизбранному государю необходимы обширные знания. Вступивший на престол в середине XI в. Константин X Дука заявил, что предпочитает славу ученого славе правителя. Михаил Пселл, воспитатель его сына, будущего Михаила VII, как бы углубляя эти рассуждения, отмечал, что служение благу государства требует от правителя и знаний, и учености, и помощи компетентных приближенных лиц.
Одну из коренных особенностей всего уклада жизни Византии составляли сочетание традиций римской государственности с устойчивыми традициями эллинского образования. В учебных заведениях Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным в эллинистическую и греко-римскую эпоху, образование, как отмечалось, имело светский характер. Даже при некоторых церквях Константинополя функционировали по сути своей светские школы. Стараясь овладеть сокровищами античной науки, византийские ученые многое сделали для сохранения культурного наследия прошлого. Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их толкованию и комментированию.
В IX-XII вв. были созданы лучшие кодексы, содержавшие сочинения античных авторов. Они широко использовались и учеными нового времени.
Идеалом образованной личности византийца являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. В связи с этим заслуживает внимания высказываемая некоторыми византиноведами мысль о своеобразии византийской образованности как культурно-исторического феномена: каждый образованный византиец олицетворял собой и наследие античной образованности, и подлинно христианское миропонимание, поэтому его не следует рассматривать ни как чисто античный, ни как чисто средневековый тип личности.
Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры. Размышляя о крушении византийского государства, русский историк педагогики
П. П. Соколов полагал, что после падения в 1453 г. Константинополя ученые беглецы с Востока принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное веяние любви к человеку и истине, которое оживило ростки Западного Возрождения.
Информация о ообразовании:
Новая атмосфера школы
Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С одной стороны, школа даёт ребёнку больше свободы, предоставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей – они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети ...
Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...
Преподавание русского языка и литературы в школе
Педагогическая практика согласно учебному плану проводилась в качестве преподавателя Русского языка и Литературы в 1 гимназии в течение 5 недель с 16 февраля 2009 г. по 20 марта 2006г. Анализ учебной работы За время педагогической практики мной было проанализировано 6 уроков педагогов-методистов и ...