Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Статьи по педагогике » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Страница 1

В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности.

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия (Самнер У.Г.);

- период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей;

- это период когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.

Ко всему этому следует добавить ускоренное психофизиологическое развитие детей (так называемую акселерацию). Дети стали более крупными, сильными, половое созревание начинается на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад: девочки к 14-15, а мальчики к 15-16 годам уже нередко физически зрелые люди, а их духовный, психический, идейный уровень остается фактически на прежнем уровне. Сердце и головной мозг нередко не справляются с повышенными нагрузками, отсюда чрезмерное уставание, порой даже «малокровие мозга», возбудимость, неуравновешенность.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростков становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения (Мухина В.С.).

Учебная программа становится сложнее, не все способны ее быстро усвоить, требуются усиленная работоспособность, старание, а новые интересы отвлекают, не все преодолевают соблазны и отстают, появляется запущенность в знаниях.

Усвоению материала младшим подросткам может мешать установка только на механическое запоминание. Объем учебного материала велик, и воспроизвести его, пользуясь только старыми приемами запоминания, с помощью неоднократного повторения, сложно. Наибольшую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

Усложняются и вопросы взаимоотношений, от учителя требуется большая выдержка, серьезная разносторонняя работа по формированию личности подростка.

В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. Многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.

Фельдштейн Д.И. показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности.

Не следует думать, что в этом возрасте проявляются только бунтарство, жесткость, анархизм, эгоизм, истеричность, мания разрушения. Именно эти качества – исключение, а не норма.

В возрасте 12-15 лет учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее эффективно развивается интеллект, формально-логическое мышление. В этом возрасте появляются высшие эмоции (совесть, долг, чувство свободы и др.). Воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как рефлексия, самокритика и желание стать лучше. Ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития, у него появляется желание избавиться от недостатков своего характера, вредных привычек. В подростковом возрасте оказываются востребованными все «накопленные» ребенком в процессе его жизнепроживания возможности саморазвития. В этом возрасте ребенок воспринимает себя как взрослого и обижается на недооценку его взрослости, но периодически обнаруживает свою неготовность к соответствующему существованию. Это усиливает потребность самоутверждения, саморазвития, потребность в развитии самостоятельности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Характеристика образовательного учреждения
Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный баг ...

Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе
Проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения в школе, дальнейшее развитие учащихся в значительной мере зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru