Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Статьи по педагогике » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии » Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности

Страница 2

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга (Эриксон Э.).

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Успехи в среде сверстников ценятся более всего.

Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность, общение сочетается с нежной привязанностью и обожанием.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Позднее отношения усложняются, исчезает непосредственность в общении (Выготский Л.С.).

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении танцев, кино, театров и т.д. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений.

В подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. Очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. В речевой культуре необходимо уметь не снижать своего верхнего уровня. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника (Чернышев В.И.).

Дж. Брунер подчеркивает роль школы в формировании независимых подростков, оторванных от непосредственной ситуации способов мышления, обусловленных отделением слова от обозначаемой вещи и повседневной действительности. Освобождение от вербального реализма приводит подростка в реальность самого языка. Говоря о верхнем уровне речевого развития у подростков, следует не забывать, какую огромную дистанцию проходят эти подростки в сравнении со своими далеко отставшими сверстниками.

Э. Сепир отмечал, что «реальный мир» в значительной мере строится на основе языковых норм данной группы. Эта мысль подтверждает с особой прозрачностью характер общения неформальных подростковых и молодежных групп. В таких объединениях подростки пользуются сленгом.

В восприятии изобразительного искусства подростки осваивают графические схемы, которые приближают изображение к иконическому образу. Подбирая освоенные графические схемы к изображаемым предметам, поставленным на уроке рисования в виде натюрморта, подросток, по существу, решает задачу на подбор освоенных прежде графических образов.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Музыка больших частот пользуется массовым спросом. В ранних исследованиях Б.Г. Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения. Оказалось, что именно подростки наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп – и рок – музыке.

В развитие мышления у подростков все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психологические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. «Социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы) (Ж. Пиаже).

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Обобщение опыта организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере «Бригантина»
Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения «Надежда» (в дальнейшем - Центр «Надежда») создано решением Совета народных депутатов г. Переславля-Залесского № 27 от 06.11.1992 года, регистрационный номер 269. Центр «Надежда» - муниципальное предприятие, 06.11.1998 г ...

Хоровое пение
Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У младших школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и ме ...

Лингвистическая интерференция и ее проявления в условиях билингвальной среды
Основным понятием, рассматриваемым в данном исследовании, выступает лингвистическая интерференция. По определению, интерференция (от лат. inter – взаимно, между собой – feri – ударяю, поражаю) в психологии понимается как взаимодействие двух или большего числа одновременных или последовательных проц ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru