Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии

Статьи по педагогике » Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии

Актуальность исследования находит свое подтверждение в Концепции модернизации Российского образования, где отмечается что, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора; прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития ключевых компетенцией, определяющих современное качество содержания образования.

В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В методическом письме о преподавании учебного предмета «Технологии» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования говорится, что именно в образовательной области «Технология», успешно реализуется самостоятельная работа с ее большими возможностями творческого развития учащихся, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий и их реализации.

На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы. Приучать школьников к самостоятельной работе является важным не только для общества, но и для формирования полноценной личности, готовой к вступлению во взрослую жизнь.

Степень разработанности темы исследования прослеживается в педагогической литературы со 2-ой половины 19 в.. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся представлен в качестве центральной идеи в педагогической системе К.Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы, учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения.

Теоретики трудовой школы Германии начала 20 в. (Г. Кершентейнер, А. Ферьер и др.) и различных ее модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства - ручной труд.

В советской педагогике начало 20 в. Кашин М.Л., Есипов Б.Л. и Огородников И. Т. выдвинули проблему самостоятельной работы в центр внимания педагогической общественности.

Методисты - естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных самостоятельных работ (опыт, наблюдение и пр.).

Определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения, разработанные в США во второй половине 20 в. педагогом Серчем П.

В педагогической науке этой проблемой занимаются уже довольно долго, особенно в педагогической психологии (Кабанова-Меллер Е.Н., Менчинская Н.А.) на основе своих исследований делят умения самостоятельной работы на несколько групп. Ценность исследований Долбаева Л.П. заключается в том, что объектом являются внутренние механизмы самостоятельной работы.

В дидактике изучалось умение учащихся извлекать из текста существенную мысль, делить текст на смысловые части и сравнивать явления (Соловьева А.Д., Концевая А.А., Усова А.В. и др.).

Проблему самостоятельной работы и методику его формирования в младших и старших классах исследовали Лында А.С., Алумяэ С., Саар К., Морель С.

В связи с повышением актуальности проблемы развивающегося обучения в советской педагогике стали обращать больше внимания на развитие методов самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащегося, следует отметить исследования Малкина И.И., Пидкасистого П.И., Загвязинского В.И., Половниковой Н.А.

Лернер ИЯ., Махмутов М.И. изучали творческие задания для самостоятельной работы в рамках проблемного изучения.

Наблюдаются противоречия:

- во-первых, между степенью теоретической разработанностью вопроса организации самостоятельной работы учащихся в условиях общеобразовательных учреждениях и недостаточностью практических рекомендаций для реализации данного процесса на уроках технологии;

- во-вторых, в настоящее время потребность общества в самостоятельных, творческих личностях возрастает, тем не менее, в школах не уделяется должного внимания на развитие самостоятельной работы. Если обратиться к реальной обстановке в школе, то можно увидеть, что большинство учителей, хотя и понимают важность развития в ребенке самостоятельной, творческой, свободолюбивой личности, однако на практике не осуществляют этой работы. Получается, что школа готовит не свободную, творческую личность, не субъекта, а "функционала" - исполнителя.

Из вышесказанного возникает проблема, которая заключается в исследовании процесса организации самостоятельной работы учащихся на уроке Технологии.

Объект исследования: самостоятельная работа учащихся как педагогическое явление.

Предмет исследования: самостоятельная работа учащихся в процессе трудового обучения.

Тема исследования: «Педагогические условия организации самостоятельной работы младших подростков на уроках «Технологии»».

Цель исследования: проведение теоретико-практического анализа исследования педагогических условий организации самостоятельной работы младших подростков на уроках «Технологии» 7 класс.

Гипотеза исследования: исследование педагогических условий организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии будет успешно осуществляться, если:

- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности;

- разработать методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. изучить сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления;

2. представить педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процесс е обучения;

3. составить рабочую программу по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс;

4. провести опытно - поисковую работу по организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии: анализ и обобщение результатов;

5. создать творческий проект в технике «Паласная вышивка».

База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась в условиях МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области. В исследовании принимали участие: учащиеся 7 «в» класса, преподаватель технологии Фролова А.А., классный руководитель Сухова Л. Н.

Методы исследования:

- теоретические - анализ, обобщение, синтез научной и методической литературы по проблеме исследования;

- практические - наблюдение, опрос.


Информация о ообразовании:

Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...

Что такое глухонемота
Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru