Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Страница 1

Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру.

По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический.

Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств учителя, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т.д.

Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от учителя требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки учителя, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется учитель, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения учителя, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения учителем эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора учителем профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом – предоставление ученику свободы выбора, в третьем – частота межличностных контактов с учащимся и использование приемов внушения и т.д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на учащихся и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.

Интересную классификацию качеств личности учителя приводит Н.Н. Никитина. В своей диссертации «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя» она классифицирует качества личности учителя, подразделяя их на четыре основные группы:

-качества личности, характеризующие общую культуру и направленность личности (эрудиция, широкий кругозор, высокая общая культура, духовные потребности и интересы и т.д.),

-качества личности, определяющие отношение к ученикам,

-качества, выражающие отношение к профессиональной деятельности (профессиональная работоспособность, трудолюбие, точность, организованность, социальная ответственность, добросовестность, увлеченность педагогическим трудом),

-качества, характеризующие отношение к себе, как к педагогу (уверенность в себе, самокритичность, требовательность к себе, готовность к рефлексии, стремление к самосовершенствованию, стремление к самореализации и т.д.)

Нетрудно заметить, что во вторую группу входят те качества личности учителя, о которых говорится в работах Сухомлинского, Макаренко и других. Именно эти черты личности – определяют отношение педагога к детям, являются «краеугольными камнями» педагогического такта.

- интерес и любовь к детям

- доброта

- чуткость, отзывчивость

- эмпатия

- безусловное принятие

- тактичность

- общительность

- гуманность, человечность

- требовательность

- справедливость

- принципиальность

- честность

- уравновешенность, выдержка

- оптимизм, чувство юмора

- коммуникативная компетентность

- организаторские способности

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая учащимися как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления учителя способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая учащихся, учитель должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т.е. применять к учащимся воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Обучение звуковой речи
Основные положения этого метода заключаются в следующем: 1) необходимость систематического обучения в школах; 2) письмо и речь идут рука об руку; 3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка; 4) при прохождении материальной стороны надо руководство ...

Развитие внимания в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавател ...

Характерные признаки одаренности детей
Способности – отдельные психические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той или иной деятельности. Одаренность – своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводящим к высоким достижениям. Признаки одаренности Раннее детство ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru