Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Страница 1

Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру.

По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический.

Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств учителя, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т.д.

Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от учителя требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки учителя, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется учитель, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения учителя, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения учителем эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора учителем профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом – предоставление ученику свободы выбора, в третьем – частота межличностных контактов с учащимся и использование приемов внушения и т.д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на учащихся и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.

Интересную классификацию качеств личности учителя приводит Н.Н. Никитина. В своей диссертации «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя» она классифицирует качества личности учителя, подразделяя их на четыре основные группы:

-качества личности, характеризующие общую культуру и направленность личности (эрудиция, широкий кругозор, высокая общая культура, духовные потребности и интересы и т.д.),

-качества личности, определяющие отношение к ученикам,

-качества, выражающие отношение к профессиональной деятельности (профессиональная работоспособность, трудолюбие, точность, организованность, социальная ответственность, добросовестность, увлеченность педагогическим трудом),

-качества, характеризующие отношение к себе, как к педагогу (уверенность в себе, самокритичность, требовательность к себе, готовность к рефлексии, стремление к самосовершенствованию, стремление к самореализации и т.д.)

Нетрудно заметить, что во вторую группу входят те качества личности учителя, о которых говорится в работах Сухомлинского, Макаренко и других. Именно эти черты личности – определяют отношение педагога к детям, являются «краеугольными камнями» педагогического такта.

- интерес и любовь к детям

- доброта

- чуткость, отзывчивость

- эмпатия

- безусловное принятие

- тактичность

- общительность

- гуманность, человечность

- требовательность

- справедливость

- принципиальность

- честность

- уравновешенность, выдержка

- оптимизм, чувство юмора

- коммуникативная компетентность

- организаторские способности

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая учащимися как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления учителя способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая учащихся, учитель должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т.е. применять к учащимся воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Ценности коллектива
Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смело ...

Общая характеристика речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаем ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru