Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках Технологии для 7 классов в общеобразовательной школе предназначены для развития активной умственной деятельности школьников в процессе их самостоятельной работы.
В педагогической литературе организация самостоятельной работы учащихся рассматривается не в полном объеме, хотя как доказывает педагогическая практика, самостоятельная работа очень важна в обучении учащихся. Для этого нам необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся. Данные рекомендации нацелены на постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющиеся путем усложнения задания для самостоятельности работы и путем изменения роли учителя при выполнении учащимися этих заданий.
Потому основными задачами в методических рекомендациях по организации самостоятельных работ являются:
- организовать самостоятельную работу учащихся во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала;
- научить учащихся в самостоятельной работе видеть и формулировать проблемы;
- выработать умение самостоятельно решать проблемы, используя для этого полученные знания, умения и навыки;
- активизировать умственную деятельность учащихся требующую умственного напряжения.
Таким образом, работа с учащимися в данной программе строится на основе следующих принципов:
- принцип демократизации – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его учащимися; формируется у учащихся умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия; процесс обучения сориентирован на приобретении учащимися собственного опыта творческой деятельности.
- принцип природосообразности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; обеспечивается возможность разноуровневого обучения учащихся, продвижение каждого ученика своим темпом; в осуществлении педагогического процесса следовать логике: от простого к сложному, от непонятного к понятному, от незнания к знанию.
Знакомство учащихся с новым материалом осуществляется на основе методов обучения и воспитания:
- по источнику информации – словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация натуральных образцов, рисунков, картинок, схем);
- по способу усвоения – объяснительно-иллюстративные, эвристический (новые открытия), исследовательский (исследование и усвоение нового материала);
- по дидактической цели – проверка и оценка знаний (учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свои знания);
- практические – самостоятельная работа.
Рекомендуемые педагогические формы:
- по количеству обучающихся – индивидуальные, групповые;
- по времени и месту обучения – дневная, классная;
- по порядку осуществления – очная.
Рекомендуемые средства обучения:
- материальные – учебник, рабочая тетрадь учащегося, дополнительная художественная литература, рамки или специальные пяльцы, иголка (для паласной вышивки), нитки (шерстяные, ирис, толстые Х /б), образцы иллюстраций, наглядные пособия (образцы работ);
- идеальные – знания учителя, доклад учащихся;
- логические регулетивы – правила техники безопасности.
Рекомендуемые педагогические приемы:
- перед началом самостоятельной работы необходимо подготовить учащихся к этому процессу (подготовка может заключаться в повторении, в сообщении нового материала, в проведении наблюдений и т.д.);
- после подготовки учащихся к самостоятельной работе следует дать четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной работы, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна, т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание);
- на первых порах необходимо использовать подробный инструктаж и показ образца работы;
- предоставлять учащимся время для осмысливания задания к самостоятельной работе и для уяснения требований к его выполнению;
- проверка учителем – все ли учащиеся поняли, как они должны выполнять работу (особое внимание обращать на медлительных и менее подготовленных учащихся, при необходимости дать дополнительные объяснения);
- проверка учителем имеется ли у учащихся все нужное для работы;
- приучить учащихся держать свои книги, тетради и письменные принадлежности в порядке и на определенном месте (чтобы учащиеся не тратили напрасно времени на поиски учебных пособий);
- познакомить учащихся с инструкцией к заданию, приступить к его выполнению;
- в условиях работы с классом учитель следит за тем, все ли учащиеся начали работать (что их затрудняет, каковы темпы работы класса в целом и отдельных учеников);
Информация о ообразовании:
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...
Подготовка мастера к уроку
Подготовка к уроку – решающий и наиболее ответственных этап подготовки мастера к занятиям. Если недостатки перспективной подготовки могут быть устранены в процессе подготовки к уроку, то недочеты в подготовке к уроку непосредственно скажутся на его качестве. Личная подготовка мастера к уроку предст ...
Колыбельные как средство воспитания
ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четыр ...