Музыкальная речь

Страница 1

музыкальный восприятие дошкольный педагогический

До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной цели и оказывается лишённым мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого.

Мотив деятельности зависит от самой музыки, отношения к ней ребёнка. Формирование мотива обусловлено постижением художественного замысла, художественной идеи произведения. Процесс восприятия как деятельность оказывается единым для всех форм и видов общения ребёнка с музыкой. В поисках способов, методов развития восприятия, адекватных природе музыкального искусства, ключевыми становятся мысль о восприятии как мышлении; утверждение, что операции познания (анализ и синтез, усвоение главного, сравнение, сочетание и др.), называемые мышлением, представляют собой важные составляющие самого восприятия. Данное утверждение является общезначимым для всех видов искусства, в полной мере оно справедливо и для музыкально-слухового восприятия, восприятия-наблюдения.

Музыкальный художественный образ не является понятием, он интонируется. Явление интонации связывает воедино и творчество (сочинение), и интерпретацию (исполнение) произведения, и его слышание-понимание (восприятие). «За интонацией спрятан живой человек» – это меткое выражение В.В. Медушевского становится ключом как к восприятию детьми конкретного музыкального образа, так и к восприятию стиля композитора, начиная с первых музыкальных занятий.

Музыкальное сочинение предстаёт живым отражением сознания творца и потому требует такого же живого, мыслящего ценителя, исполнителя. Восприятие постоянно углубляется в процессе эмоционально-образного мышления. В этом проявляется общность творческого процесса и процесса восприятия, педагогическое преломление тезиса Б.В. Асафьева – «Музыка – искусство интонируемого смысла», – определяющего единый путь музыкально-творческого процесса композитора – исполнителя – слушателя.

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры младших школьников – их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает её знание. «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное; это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого; это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения; это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми дети уже знакомы». Решение проблем, обеспечивающее воспитание музыкальной грамотности – музыкальной культуры детей, – впрямую связано с интонационным подходом.

Интонационный подход способствует разрешению противоречий. Одно из них связано с тем, что знания, умения, навыки осваиваются в некоей последовательности, логической схеме, этапности. В то время как овладение опытом музыкально-творческой деятельности является целостным, интегративным процессом и происходит в единстве множества направлений. Педагогически нецелесообразно сначала воспитывать «телесный музыкальный алфавит», а потом «наполнять» его духовным смыслом, так же как нецелесообразно выучивать сначала нотный текст, а затем «играть или петь с оттенками», делая его «выразительным». Весь смысл музыкальной педагогики заключается в том, что уточнять детали текста можно, только охватывая целое.

Суть инновационного подхода Д.Б. Кабалевского к восприятию заключается в организации на занятиях практических действий не с элементами музыкального языка, а с музыкальной, художественной речью, выраженной в музыкальной форме в целом как процессе развертывания содержания: «Не изучать кирпичи, а потом смотреть, как из них выстроен дом, а сперва посмотреть на выстроенный дом, оценить его, полюбоваться им, определить, для чего этот дом построен (дворец, избушка, стадион или детская площадка – только все попроще, понагляднее), а уже потом разобраться из каких кирпичей или другого материала и как этот дом выстроен. Тогда «кирпич» перестает быть лишь строительным материалом, а сразу раскрывается в своем выразительном значении».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Средняя плотность и плавание тел
До сих пор мы рассматривали только такие тела, которые состоят из одного вещества. Теперь рассмотрим опыт, в котором есть тело, состоящее из нескольких веществ. Нам понадобятся сосуды со спиртом, водой и раствором соли; возьмём также куриное яйцо и кубик льда. Опустим их сначала в спирт. И лёд, и я ...

Анализ результатов экспериментального исследования
Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента. Методика обследования Параметр 1. Измерение роста (см). Параметр 2. Измерение веса (кг). Параметр 3. Осанка (указывается тип нарушения или ...

Элементы скаутского метода
Скаутский Метод следует воспринимать как группу взаимозависимых элементов, составляющих единое целое. У каждого элемента есть своя воспитательная функция (то есть каждый элемент предназначен способствовать определенным образом воспитательному процессу), и каждый элемент дополняет воздействие других ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru