Музыкальная речь

Страница 1

музыкальный восприятие дошкольный педагогический

До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной цели и оказывается лишённым мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого.

Мотив деятельности зависит от самой музыки, отношения к ней ребёнка. Формирование мотива обусловлено постижением художественного замысла, художественной идеи произведения. Процесс восприятия как деятельность оказывается единым для всех форм и видов общения ребёнка с музыкой. В поисках способов, методов развития восприятия, адекватных природе музыкального искусства, ключевыми становятся мысль о восприятии как мышлении; утверждение, что операции познания (анализ и синтез, усвоение главного, сравнение, сочетание и др.), называемые мышлением, представляют собой важные составляющие самого восприятия. Данное утверждение является общезначимым для всех видов искусства, в полной мере оно справедливо и для музыкально-слухового восприятия, восприятия-наблюдения.

Музыкальный художественный образ не является понятием, он интонируется. Явление интонации связывает воедино и творчество (сочинение), и интерпретацию (исполнение) произведения, и его слышание-понимание (восприятие). «За интонацией спрятан живой человек» – это меткое выражение В.В. Медушевского становится ключом как к восприятию детьми конкретного музыкального образа, так и к восприятию стиля композитора, начиная с первых музыкальных занятий.

Музыкальное сочинение предстаёт живым отражением сознания творца и потому требует такого же живого, мыслящего ценителя, исполнителя. Восприятие постоянно углубляется в процессе эмоционально-образного мышления. В этом проявляется общность творческого процесса и процесса восприятия, педагогическое преломление тезиса Б.В. Асафьева – «Музыка – искусство интонируемого смысла», – определяющего единый путь музыкально-творческого процесса композитора – исполнителя – слушателя.

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры младших школьников – их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает её знание. «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное; это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого; это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения; это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми дети уже знакомы». Решение проблем, обеспечивающее воспитание музыкальной грамотности – музыкальной культуры детей, – впрямую связано с интонационным подходом.

Интонационный подход способствует разрешению противоречий. Одно из них связано с тем, что знания, умения, навыки осваиваются в некоей последовательности, логической схеме, этапности. В то время как овладение опытом музыкально-творческой деятельности является целостным, интегративным процессом и происходит в единстве множества направлений. Педагогически нецелесообразно сначала воспитывать «телесный музыкальный алфавит», а потом «наполнять» его духовным смыслом, так же как нецелесообразно выучивать сначала нотный текст, а затем «играть или петь с оттенками», делая его «выразительным». Весь смысл музыкальной педагогики заключается в том, что уточнять детали текста можно, только охватывая целое.

Суть инновационного подхода Д.Б. Кабалевского к восприятию заключается в организации на занятиях практических действий не с элементами музыкального языка, а с музыкальной, художественной речью, выраженной в музыкальной форме в целом как процессе развертывания содержания: «Не изучать кирпичи, а потом смотреть, как из них выстроен дом, а сперва посмотреть на выстроенный дом, оценить его, полюбоваться им, определить, для чего этот дом построен (дворец, избушка, стадион или детская площадка – только все попроще, понагляднее), а уже потом разобраться из каких кирпичей или другого материала и как этот дом выстроен. Тогда «кирпич» перестает быть лишь строительным материалом, а сразу раскрывается в своем выразительном значении».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальны ...

Основные направления профориентационной работы
В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и кратко их охарактеризуем. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. 2. Профессиональная консультация. 3 ...

Профильное обучение как педагогическое явление
Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологически-диагностического блока, предоставляющего школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, сте ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru