Отечественный опыт профильного обучения

Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения.

Уже к середине ХХ века изучение дополнительного материала проводилось, как правило, в рамках кружковой работы в школе во внеучебное время. Эта деятельность не требовала просмотра действующих программ и учебных планов.

В конце 1950-х годов в общеобразовательных школах было разрешено проводить дополнительные занятия по отдельным предметам. В основном эти дополнительные занятия проводились в двух видах: помощь отстающим и подготовка к экзаменам. Эта деятельность также не требовала пересмотра программ и ученых планов.

В 1958\59 учебном году Академией педагогических наук была разработана и введена в практику средней школы №710 Москвы система дифференцированного обучения по четырем направлениям: физико-техническому, химико-техническому, биолого-агрономическому и гуманитарному. Это был первый за ряд лет опыт уточнения действующих программ и учебных планов.

В 1962-63 учебном году при Сибирском отделении Академии наук возникла Новосибирская средняя специализированная школа-интернат физико-математического и химико-биологического профиля.

В 1963–64 учебном году постановлением Совета Министров СССР были организованы специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля при Ленинградском, Московском и Новосибирском государственных университетах. Формирование учебных планов и программ в этих школах было поручено не Министерству просвещения, а Министерству высшего и среднего специального образования, которое перепоручило это соответствующим государственным университетам. В результате каждый из названных университетов пошел по своему независимому пути.

Опыт этих школ был востребован. В разных городах стали появляться физико-математические школы и классы, классы со специализацией по иностранным языкам.

При этом основная программа оставалась практически неизменной, поэтому всеми правдами и неправдами вводились дополнительные часы по соответствующему профилю.

В результате к концу 1980-х годов стало понятно, что экстенсивный путь развития общеобразовательной школы исчерпал свои ресурсы: добавление учебного материала к неизменным государственным учебным планам и программам приводило к необоснованным перегрузкам учащихся, создавало проблемы как в органах управления образованием, так и в самих школах.

В 1987 году на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о возможности дифференциации учебных планов и программ. Это кардинальное решение способствовало массовому появлению гимназий, лицеев и т.д.

В начале 1990-х годов в России получило развитие личностно-ориентированных учебных планов, включающих, в частности, индивидуальный учебный план, методическую поддержку этого учебного плана, создание условий реализации плана.

Вариантом является многоуровневый подход к обучению, при котором изучаемый материал классифицирован по уровням сложности для определенных категорий учащихся. Так появляются группы с углубленным изучением того или иного предмета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №334 от 09.06.2003 года «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования», а также на основании «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2003 года в рамках федерального компонента повышенного уровня в школе вводятся профильные общеобразовательные курсы, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения, а также обязательные элективные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Сегодня перед специалистами, занимающимися профильным обучением, стоит задача: разработать гибкие варианты программ профильных предметов, образующих федеральный компонент, которые максимально удовлетворят образовательные интересы учащихся.


Информация о ообразовании:

Основные черты педагогического такта
В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать: 1. Предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, ...

Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И ...

Система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru