Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению

Страница 1

а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению

Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Это дает возможность обеспечить высокую степень готовности не сколько к вступительным экзаменам в ВУЗ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Все это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания ВУЗовских курсов и научной литературы. А это представляется маловероятным без использования особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.

Это позволяет рассмотреть некоторые особенности дидактического обеспечения обучения в классах естественнонаучного профиля.

Профильное обучения отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. Первоначально рассмотрим особенности форм и методов урочной работы

, перечислим их и дадим им краткую характеристику.

$ Обзорные и установочные лекции.

Они являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьника, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, нужно стараться подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов.

Лекция-беседа эффективна еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.

$ Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы

Служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком рекомендаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Учитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки в кабинете тратятся годы, иначе учебный процесс в профильных классах будет обеспечивать весьма трудно.

Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, нужно стараться настроить их на серьезный кропотливый труд, глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов надо учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

$ Учебные конференции, посвященные определенной тематике

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения. Иногда на подобные занятия приглашаются специалисты-профессионалы, например, врачи. Подобные формы учебной работы с дополнительной литературой, существенно расширяют кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовалось наиболее убедительный фактический материал.

$ Написание и защита рефератов

Это способствует существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8–9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками и вести грамотное реферирование.

Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10–11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

$ Семинары

Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.д. Они преследуют особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Значение познавательного интереса в обучении
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных пут ...

Разработка и реализация методики воспитания скоростно-силовых качеств детей занимающихся волейболом
Для проведения исследования использовался принцип постепенности увеличения нагрузок при планировании и реализации разработанной нами экспериментальной программы подготовки волейболистов, учащихся шестых классов. Суть педагогического эксперимента заключается в приоритетности развития у юных волейбол ...

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
Лемма. Если векторы и коллинеарны и 0, то существует такое число k, что =k. Пусть и - два данных вектора. Если вектор представлен в виде =x+y, где x и y - некоторые числа, то говорят, что вектор разложен по вектора и . Теорема. Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, пр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru