Основные этапы развития просвещения в Византии

Статьи по педагогике » Образование в Византии » Основные этапы развития просвещения в Византии

Страница 2

Вместе с этим усиление франкской державы Каролингов и образование в Римской империи германской нации (VIII-X вв.) привели к консолидации и обособлению западноевропейских государств. Сплотившиеся романо-германские народы при поддержке окрепшего папства решительно отвергли претензии Константинополя на руководство христианским миром, выдвинув встречные претензии. В то же время куль-турное и политическое влияние Византии, слабевшее на Западе, в IX-XI вв. резко возросло на значительных пространствах Восточной и Юго-Восточной Европы. Оно утверждалось вместе с принятием христианства в Болгарии, сербских княжествах, Древней Руси. В результате в XI-XII вв. в средневековой христианской Европе сложились две обширные четко разграниченные религиозно-культурные зоны: латинско-католической и восточно-греческой, православной церквей. Политическое соперничество между ними отразилось в религиозно-догматических разногласиях, которые привели к схизме — официальному разрыву двух церквей (1054) и последующему военному столкновению Византии с Западом. Крестовые походы и особенно захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. оказали существенное влияние на отношения между православными и католиками.

Особенности развития культуры и просвещения Византии определялись особенностями ее социально-экономических связей и культурно-исторических традиций. Многие из них были обусловлены своеобразием хода ее политической истории, которая вплоть до глубокого кризиса XIII-XV вв. проходила под знаком укрепления императорской власти: длительное противостояние с персидской цивилизацией и язычниками-»варварами» у северных и восточных ее границ (готами, гуннами, аварами, печенегами, хазарами, славянскими племенами, болгарами, западными норманнами и др.) сменилось в VII в. противоборством с арабским миром — миром ислама как единой социокультурной системой; в середине IX в. появилась еще более грозная сила — турки-сельджуки.

На рубеже XII-XIII столетий стало реальностью столкновение с романо-германским миром. Все эти обстоятельства вынуждали церковь всячески поддерживать усиление императорской власти. При этом нужно отметить, что в Византии не столько церковная власть оказывала влияние на дела государства, сколько, напротив, светская власть императора все больше и больше влияла на дела церкви и действовала по принципу: единый всемогущий Бог на небе — единственный полновластный Государь на земле. Следствием этого было то, что византийская церковь во главе с патриархом находилась в зависимости от светской власти и не имела монополии на образование, как в Западной Европе. Утверждавшийся в византийском обществе в IX-XII вв. культ императорской власти всячески поддерживался средствами искусства и культуры в целом. В связи с этим и светское направление обучения оставалось характерной чертой всей системы просвещения.

Существенная специфика византийской культуры определялась также тем, что она формировалась на разнородной по своему этническому составу основе. В византийской культуре синтезировались культурные течения народов многих стран — греко-римлян, Юго-Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии, Закавказья, Крыма, Балканского полуострова и некоторых других.

За тысячи лет своего развития Византия впитала культурные ценности народов Востока, но доминирующую роль при этом сохранял греческий элемент, пользовавшийся поддержкой государства и церкви, культура империи оставалась грекоязычной культурой.

Скупые на подробности источники содержат сведения о создании школ, в том числе и грамматических, т.е. повышенного типа, где обучались даже иноземцы — дети «латинян», а также «скифов», как в сочинениях Страбона именовались народы к северу от границ империи: болгары, половцы и русские. В таких школах учителя и ученики находились на полном содержании государства, воспитанники получали общее гуманитарное образование.

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. На правительственный аппарат империи возлагалось руководство военно-стратегической, политико-дипломатической и финансовой деятельностью, а также разнообразными областями хозяйства (торговля, флот, ирригация и т. д.). Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...

О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru