б) Довольно типичная для глухих дошкольников склонность к педантичному копированию окружающей действительности. Так, вместо того, чтобы творчески войти в роль, дети очень часто просто подражают конкретным людям, воспроизводя их действия. Например, играя в «больницу» или в «детский сад», дети, как правило, называют ребенка, изображающего врача или педагога именем врача из своего детского сада, педагога своей группы, даже если эта роль достается мальчику. При этом, изображая «врача» или «педагога» ребенок стремится как можно более точно передать внешние особенности изображаемого им персонажа, даже вовсе не существенные, не специфичные для данной роли: манеру ходить, снимать очки, привычные жесты и т.п.
в) Зачастую в играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети стремятся к механическому повторению из раза в раз одних и тех же действий, одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремятся воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремятся к простому повторению предыдущих игр на эту тему.
г) В играх глухих детей очень значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит только одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько «последователей», которые начинают слепо во всем ему подражать. Зачастую вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям одного из детей. Подражая кому-нибудь, сам ребенок в ряде случаев не вносит в игру от себя ни одной детали, ни одного штриха. Особенно ярко проявляется подражание у малышей, но от элементов подражания не свободны и игры детей средней и старшей групп.
д) Для глухих детей характерно, что они безоговорочно подчиняются «правилам» игры, диктуемым ее логикой, и педантично их придерживаются.
Все эти особенности игровой деятельности глухих детей, по мнению Г.Л. Выгодской, могут быть объяснены задержанным развитием речи и ограниченными вследствие этого возможностями словесного общения.
Игры глухих детей, как и слышащих, способствуют их сплочению в коллектив, установлению дружеских отношений между детьми, воспитанию у них трудолюбия и других положительных качеств; в ходе игр дети приобретают навыки коллективной деятельности.
Еще одной особенностью игр глухих детей являются трудности игрового замещения, т.е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение, например, кубик используется вместо утюга, карандаш в роли термометра. Игровое замещение помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойти от его конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственной им функции. Даже формально соглашаясь на переименование предмета в игре, глухие дети не используют его в новой функции. (Г.Л. Выгодская)
Полноценная сюжетно-ролевая игра, включающая различные компоненты, без специального обучения не формируется. В старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников. Игровая деятельность глухих дошкольников задерживается в своем развитии. Это происходит, по мнению Г.Л. Выгодской, потому, что развитию этой важной деятельности во многих учреждениях для глухих дошкольников до последних десятилетий ХХ века уделялось или почти не уделялось специального внимания, т.к. считалось, что «делу – время, потехе – час», причем под делом подразумевались лишь занятия по развитию речи. При этом игнорировалась роль игры в развитии детей, не учитывалось, что развитие речи детей невозможно без их общего развития, упускалось из виду, что даже у слышащих детей игра является эффективным средством активизации и развития речи, а у глухих детей, кроме того, может служить как для закрепления усвоенных слов и выражений, так и для накопления новых слов.
Информация о ообразовании:
Задачи, содержание и методика
констатирующего этапа исследования
Цель: выявить особенности готовности детей 7-го года к школе на основе экономических знаний. Задачи: Выявить у детей 7-го года особенности интереса к школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности представлений о школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности отражать экономичес ...
Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники. В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-г ...
Социальные
мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...