Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Страница 1

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательное и длительное сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или в виде деятельности.

Внимание – необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем лишь дело тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенностей различных психических состояний человека.

Устойчивость внимания у младших школьников выражено слабо и присутствует как бы в своей противоположности неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. У младших школьников значительно развито непроизвольное внимание, и отличается большой неустойчивостью.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемым деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими психологическими и психофизиологическими причинами.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалась в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологически, а социальные: оно не вызревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Апробировать строительно-конструктивных игру направленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком. Для ...

Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...

Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru