Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Страница 3

Процесс запоминания, по мнению ученых-психологов, может быть – в зависимости от характера его направленности – произвольным или непроизвольным. Произвольное запоминание характеризуется сознательной целенаправленностью на осуществление той или иной проблемы, например установкой выучивания наизусть. Ученые считают, что наиболее эффективным может быть произвольное запоминание, опирающиеся на активную умственную деятельность. «Только сочетание направленности на запоминание, – считает А.А. Смирнов, – и высшие формы интеллектуальной активности создают прочную основу максимально успешного заучивания, делают запоминание более продуктивным». Именно наличие установки на запоминание, обеспечивает его результативность. «При прочих равных условиях, – подчеркивает А.А. Смирнов, – произвольное запоминание эффективнее непроизвольного». Непроизвольное запоминание характеризуется отсутствием мнемонической задачи, а деятельность, ведущая к запоминанию, направленна на решение других задач. Непроизвольное запоминание имеет большое практическое значение; важна так же его роль в трудовой деятельности человека.

П.П. Блонский выделяет четыре основных вида памяти: моторная, аффективная, образная, вербальная. Возникают эти виды памяти у ребенка не одновременно, в данной последовательности, один за другим.

Музыкальная же память подразделяется на следующие виды: слухо-образная; двигательно-моторная; эмоциональная; конструктивно-логическая и зрительная. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти.

Например, формирование слухо-образной памяти связанно с преобразованием внутренних слуховых представлений, которые являются основой запоминания музыкального материала. Внутренний слух, способность к слуховому представлению является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Она представляется степенью прочности звуковых следов, которые хранит внутренний слух. Качество соответствия оригиналу – это зона ответственности внутреннего слуха. У некоторых людей внутренний слух отличается живостью и яркостью слуховых образов, но память при этом может быть весьма средней – слуховые образы быстро стираются и угасают. У других же наоборот, внутренний слух может быть несовершенен и хранимые им следы звучания смутны и неясны, но остаются эти следы надолго. Музыкальная память как способность сохранять в сознании образы прослушанной музыки и произвольно воспроизводить их распадается на два компонента: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память).

Д.К. Кирнарская считает, что, как и во многих других случаях связанных с процессами музыкального восприятия и творчества, пусковым механизмом музыкальной памяти является интонационный слух, т.е. свойство слуха, специально нацеленное на восприятие эмоционально смысловых аспектов музыки. Человек помнит то, что любит, он склонен сохранять в памяти то, что интонирует и занимает его, и если он испытывает неподдельный интерес к музыке, то его память получает дополнительный шанс: интонационный слух как мотивированное ядро музыкальных способностей стимулирует музыкальную память, является ее катализатором. Она, как почва, из которой растут все музыкальные качества человека; глубокую связь с инновационным слухом имеет аналитический слух, т.е. свойство слуха различать высоту звуков и длительность, чувство ритма – они уточняют и детализируют обобщенный образ музыки, созданный интонационным слухом. Именно слуховая память фиксирует высоту звуков (звуковая память) и ритм (ритмическая память). Любовь к музыке, музыкальная мотивация, которую поддерживает хороший интонационный слух, стимулирует появление внутреннего слуха, усиливая слуховое участие в музицировании; эта же любовь к музыке заставляет человека возвращаться к своим музыкальным впечатлениям, вновь возбуждает их, что способствует развитию музыкальной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Интернет как источник педагогической информации
Наш век – век высоких компьютерных технологий. Компьютеры облегчают труд, заполняют досуг, экономят время и сокращают расстояния, считают, пишут, хранят информацию и открывают путь к общению со всем миром через Internet. Компьютер превращается из научного инструмента в бытовую технику, а навыками р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru