Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Страница 2

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но за тем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо послепроизвольным.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивается сосредоточенность в данный момент времени на каком либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное делать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним произвольное внимание.

Внимание младшего школьника, в том числе и его развитие, во многом опирается на память. Если правильно направить внимание ребенка на объект или явление, то продуктивность запоминания будет высокой.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. Как отмечал Б.М. Теплов: «память в этом возрасте становится мыслящей».

По мнению Р.С. Немова, память – это заполнение, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Процесс запоминания включает в себя такие категории мышления, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, опирается на них и становится более осмысленным и прочным. В результате аналитико-синтетической деятельности выявляются основные и второстепенные признаки предметов и явлений, вскрывается роль и значение каждого элемента, а затем слияние всех составных частей воедино. «Сравнение, – по учению К.Д. Ушинского, – есть основа всякого понимания и мышления». Только при помощи сравнения возможно нахождение различия и тождества в наиболее сходных или в наиболее противоположных явлениях, что, несомненно, эффективно воздействует на память.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста
После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием моделирования, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в старшей группе Д/С № 224, в составе 10 человек. Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществ ...

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустим ...

Источники информации из окружающего мира
Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru