Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Страница 4

Логическая память подразумевает активное включение мышления человека, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Метод целостного анализа, применяемый при разучивании музыкального репертуара, который помогает более глубокому и осмысленному подходу к раскрытию содержания музыкального произведения, выводят в соответствующий мир образов, ассоциируется с определенным звуковым туше, динамической выразительностью. Данные целостного анализа направляют, делают логической, продуманной последовательную работу над музыкальным материалом, что в свою очередь эффективно способствует запоминанию.

В музыкальной педагогике дискуссионным является вопрос: какой способ запоминания предпочтительнее – произвольный (специально ориентированная деятельность) или непроизвольный (естественное следствие достаточной работой над произведением)? Как отмечает Г.М. Цыпин, противоположные подходы к этой проблеме дают на практике примерно одинаковые результаты, следовательно, нет необходимости для жесткой установки, все зависит от личного склада учащегося. Данная позиция примеряет всех по той причине, что дискутируются не разные позиции, а по сути сходные. Приверженцы первой позиции (А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккинон, С.И. Савшинский и д.р.) считают, что тщательное продумывание материала, любого рода аналитические действия, установка на нахождение аналитических связей и осознанная установка на запоминание дают плодотворный результат. Приверженцы второй позиции (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстарх д.р.) считают, что произведение эффективнее запоминается без всякого насилия над памятью, в процессе самой работы над художественным содержанием произведения. В.И. Петрушин обращает внимание «на тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности, аналитический склад ума, обусловленный ведущей активностью левого полушария мозга. Среди других, преобладающее число действующих музыкантов – исполнителей, ориентирующихся преимущественно на образное мышление, которое обусловлено активностью правого «художественного» полушария».

Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительнее тот, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.

Значительная часть учащихся закрепляет в памяти материал до его сколько-нибудь удовлетворительного осмысления и переработки в сознании; запоминает музыку, во многом еще недопонимая ее. В этом – одна сторона проблемы.

Вторая сторона проблемы запоминания музыки обусловлена тем обстоятельством, что значительная часть учащихся проводит свои занятия в условиях низкой музыкально-интеллектуальной и эмоциональной активности. Недопонимание обучающимся запоминаемого материала зачастую усугубляются его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательностью самих приемов и способов труда. Поэтому запоминание музыки тормозится, продуктивность его падает, качество серьезно ухудшается.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Значение произведений «Материнской поэзии» в воспитании ребенка раннего возраста
С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые ме ...

Содержание элективных курсов по математике
Содержание элективных курсов определено программой, разработанной учителем и предусматривает изучение разделов: «Избранные вопросы математики», «Математика в приложениях» и др. К программе прилагается список литературы, рекомендованный для изучения темы элективного курса, а также примерное содержан ...

Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru