Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Трудовое воспитание - гармония трёх начал:

Надо, трудно, и прекрасно.

В.А. Сухомлинский

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов

Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

"Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой . ", - говорил К.Д. Ушинский.

Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде - одна из содержательных воспитывающих форм общения. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Профессор И.Ф. Свадковский в книге "Воспитание у детей трудолюбия" пишет: " . простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он был не умеющим человеком, после нее стал умеющим человеком". На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности человека, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного воздействия воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли - устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.

В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельности происходит дальнейшее развитие произвольных действии, формирование разнообразных двигательных навыков. Самообслуживание, изобразительная деятельность, изготовление различных поделок из бумаги, бросового и природного материала предъявляют довольно высокие требования к целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Происходит формирование специфических человеческих навыков, которые П.Я. Гальперин назвал "орудийными операциями". Формирование "орудийных операций", развитие умения подчинять движения руки логике движения "орудия" имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности. Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду - определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижност ...

Структура физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компоненты (части, виды), и, во-вторых, строение – взаимосвязи и отношения м ...

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru