Физическое развитие является важным критерием оценки состояния здоровья детей и подростков, так как позволяет выявить особенности роста, созревания и гармоничность развития ребенка. Нарушения физического развития сопутствуют самым различным хроническим заболеваниям и адекватно отражают влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на организм.
Ведущими параметрами, характеризующими физическое развитие, считаются длина и масса тела. Длина тела является признаком, который отражает ростовые прочесы детского организма, масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно – жировой клетчатки и внутренних органов. Измерение длины и массы тела проводят общепринятым методом с регистрацией данных в «Медицинской карте ребенка» либо в «Истории развития ребенка».
При оценке физического развития ребенка учитываются качественные стороны его двигательных возможностей. Игры включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, сопротивления. Посредством игр развиваются: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Для тестирования физических качеств используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение двигательной активности детей с нарушением интеллекта и влияния игр в оздоровительной работе с младшими школьниками.
К основным методам исследования отнесли:
Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время занятий физической культурой, прогулок по таким параметрам как выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость; анализ медицинской документации (данные проведенных медосмотров), включающей данные о росте, весе, окружности грудной клетки, состоянии осанки, зрения, группы здоровья, наличие или отсутствие инвалидности и т.д.; данные личных дел воспитанников (заключений РПМПК, дневников наблюдений, характеристик и т.п.); данные наблюдений за воспитанниками в деятельности (на занятиях физической культурой, во внеурочное время, во время прогулок); беседы с воспитателями, педагогами, психологом, логопедом о состоянии психофизического развития детей.
Для оценки физического развития учащихся использовали апробированную Л.Ф. Блиновой методики по определению уровня развития физических качеств и двигательной активности детей.
Общую реакцию организма на физические нагрузки оценивают по функциональной пробе: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результата производят по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения их в исходное состояние. В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25 – 50 % по отношению к исходной величине, а дыхание – на 4 – 6 единиц в минуту. Возвращение в исходное состояние должно произойти через 2 – 3 минуты. Отклонением от нормы считают учащение пульса более чем на 50 % и более поздние сроки возвращения показателей в прежнее состояние.
Физическая работоспособность определяется степ – тестом (подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой 35 см). Детям предлагают две нагрузки возрастающей мощности – подъем на высоту 20 – 30 раз в минуту. Длительность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними – 3 минуты.
Увеличение пульса на 15 – 20 % при первой нагрузке и на 45 – 60 % после второй по отношению к исходному уровню соответствует норме.
Показатели физических качеств
Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой – либо деятельности. Она зависит от функциональной устойчивости нервных центров, координирующей функции двигательного аппарата и работы внутренних органов.
Оценка производится по результату непрерывного бега в равномерном темпе на дистанцию 30 метров, высчитывается коэффициент выносливости (КВ) по частоте пульса и пульсовому давлению.
КВ = П x 100 / ПД,
где П – пульс, ПД – пульсовое давление.
Информация о ообразовании:
Особенности развития детского коллектива
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один нести тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надеж ...
Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...
Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса
Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса : специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке ; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса ...