Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Страница 1

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины ХIХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусстве и его непосредственной связью с производством.

Одним из наиболее действенных средств терапии творчеством являются пластические материалы. В последнее время появилось очень много синтетических - полимерная глина, пластика, качественный пластилин, не прилипающий к детским рукам. Безусловно, все эти варианты заслуживают внимания, но мы бы хотели остановиться на глине, поскольку этот материал - природный, и он не требует особых затрат по приобретению.

Союз человека и глины дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научиться управлять собой. "Приобретая глиняную форму, эмоция попадает в ловушку. Мы от нее не убегаем. Наоборот, она остается у нас в форме сжатой отвердевшей информации . можно взглянуть на глиняное выражение эмоции, взять фигурку в руки. Фактически мы взяли свою эмоцию в руки. Это и есть самоуправление." (Р. и Т. Чураевы).

Глина - это природный материал в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь выразить гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и "исправлять" эмоциональное состояние.

Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение "Я" в процессе использования глины", – пишет Вайолет Оклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Итак, на первом занятии с детьми рассказываем им о том, почему глина - материал удивительный, о том что она обладает уникальной способностью сохранять жесты человеческих рук.

Рассказываем о происхождении глины, о могучих доисторических деревьях, продолжающих жить в этом материале. О том, что глина, в отличие от пластилина, не "пачкается", а, наоборот, очищает руки (это последнее сообщение важно, чтобы дети не испытывали дискомфорт от следов, оставляемых глиной на ладонях). Показываем образцы керамики, - черепки, сельские кувшины, старые народные игрушки-свистульки. К ним можно прикоснуться рукой и почувствовать тепло создававших рук.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Документы планирования п/о, которыми пользуется мастер, их назначение
Основными планируемыми документами в деятельности мастера профессионального обучения являются: 1) Перечень УПР. 2) Перспективно-тематический план изучения темы. 3) План производственного обучения. 4) Графики перемещений обучающихся по рабочим местам или видам работ. 5) План урока. 6)Стандарт профес ...

Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...

Особенности психического и физического состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая особенности морфофункционального развития, Ю. Змановский отмечает существенный рост детей 6-7 лет в росте и весе в настоящее время по сравнению с 70-ми годами 20 века: «Их общее физическое состояние становится более гармоничным в связи с изменениями пропорций тела: темпы роста туловища ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru