Изображение на пластинке можно получить разными способами. Самый простой – выдавливание. Нажимая на глину кулаком, или костяшками пальцев, или кончиком одного из них, или всеми поочередно, - получаем вогнутый рельеф. Его можно превратить в натюрморт или конкретное изображение с помощью нашего безотказного "узнавания", а можно сначала рассмотреть отпечаток, обсудить, как ребенку удалось оставить ту или иную вмятину, порадоваться каждому успешному действию. Может быть, после этого нам захочется сохранить пластинку в первозданном виде, чтобы после обжига она превратилась в "памятную медаль" нашим первым успехам!
Одним из самых результативных видов "прижималок" является простой отпечаток детской ладони. На подготовленную глиняную пластинку нужно опустить расправленную кисть и хорошенько нажать на нее, чтобы получился глубокий отпечаток. Для ребенка с церебральным параличом такая задача становится прекрасным стимулом, чтобы расправить пальцы (или позволить сделать это взрослому).
Полученный отпечаток дает нам повод поговорить о важности человеческой руки, о ее возможностях, о том, что на старинных рисунках вместо незримого Бога часто изображают руку, творящую все живое.
Затем, вглядевшись в наш слепок, мы находим сходство с человеком, лошадкой, птицей и пр. Остается только добавить в нужных местах глаза, ноги или крылышки, чтобы завершить изображение.
Под конец выцарапываем на обратной стороне пластинки имя ребенка, а в верхней ее части прокалываем отверстие: после обжига это будет настенное украшение, напоминающее автору о возможностях его руки.
Процарапывание предполагает работу с инструментом. Это – не одни лишь стеки, но и гвоздики, и спички, и любой подходящий предмет. По глине можно не только "рисовать", оставляя бороздки разной глубины, но и сочетать такое рисование с выдавливанием. При этом, меняя форму инструментов, получаем на поверхности "лепестки", "зубцы", "звезды" и т.п. Необходимость регулировать нажим на инструмент создает дополнительные возможности для развития кисти и пальцев. Результат такой работы – декоративные пластинки с орнаментом или условным изображением. Большие - в качестве настенных украшений, маленькие - кулон для любимой мамы (бабушки, сестры)
Освоение налепов заставляет детские пальцы совершать совсем уж тонкую работу. Оторвав крошечный кусочек глины, скатав его "колбаской" и налепив на пластинку, получаем элемент выступающего рельефа (см. приложение 4). Его следует тщательно примазать стекой с обеих сторон, чтобы в дальнейшем он не отвалился. Кроме "колбасок", мы можем налепливать шарики, лепестки, стрелки, элементы различных фигурок. Нет нужды описывать эту работу подробнее, - важно только не забывать, что каждая новая форма должна наилучшим образом подходить к задачам развития именно этого ребенка.
В таких пластинках, как и в "ладошках", тоже проделываем небольшое отверстие, чтобы после обжига и росписи продеть в него нитку и повесить на стену.
Теперь можно перейти к созданию "полезных" вещей. Скатав, например, небольшой глиняный цилиндр и продавив в нем пальцем глубокое отверстие, обнаруживаем, что у нас получился готовый подсвечник! Нужно только слегка подровнять его основание, да украсить нехитрым орнаментом, - бороздками, кружками, волнистыми линиями.
Информация о ообразовании:
Анализ кружковой работы по физическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель ...
Оптимальные сроки начала обучения
Из работы «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» Известно, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в умственном развитии. Нельзя начать обучать арифметике как трех-, так и двенадцатилетнего ребенка. Наилучший возраст дл ...
Современные методы обучения глухонемых
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи; 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда ...