Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.

Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.

Несмотря на понимание актуальности проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов в России, ситуация в стране слишком медленно меняется к лучшему. Сказывается недостаток финансирования программ социально-педагогической поддержки, методов и средств реабилитации, разработанных с учетом потребностей и способностей детей с ограниченными возможностями в развитии.

В результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований. Разобщенность, ограниченный круг интересов, равнодушие определенных групп людей также не способствуют развитию в нашей стране социальной культуры, гарантирующей действительно равные права и возможности для детей-инвалидов, закрепленные федеральным законодательством.

Все это подчеркивает необходимость поиска путей разрешения проблемы не только формальных медицинского и сопроводительного, но и социального характера, причем на качественно новом уровне, с учетом передовых достижений российского и использованием зарубежного опыта.

Безусловно, в области социальной работы с населением, в частности по решению проблем самой уязвимой категории - детей, есть определенные сдвиги. Проведена большая работа по развитию института патронатной семьи, растет количество семейно-воспитательных групп. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации получают возможность расти не в приюте, пусть в неродной, но все-таки семье. В связи с этим, количество койко-мест в стационарах (детских домах, интернатах, и пр.) постоянно сокращается. Это учитывается при проведении оптимизации соцобъектов.

Работа по реабилитации детей-инвалидов в России проводится преимущественно в условиях детских восстановительных и реабилитационных центров, функционирующих на базе государственных центров социального обслуживания. Здесь с детьми работают врачи, психологи, педагоги, социальные работники - во взаимодействии друг с другом, с родителями. Оптимизация подходов к социальной реабилитации детей в подобных центрах, поиск необходимого сотрудничества, методической, ресурсной поддержки - важные задачи на пути к созданию оптимальных условий для полноценного развития детей-инвалидов в нашей стране, для их адаптации в жизненном и образовательном пространстве.

Все чаще интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с особыми детьми выступают методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе их воспитания и развития, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на данную категорию детей.

Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью реализует потребность педагогики и психологии в мягком и экологическом подходе к развитию личности ребенка.

Под терапией искусством мы подразумеваем лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением; предполагается также воспитание и адаптация детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свои мысли, переживания в визуально-образной форме. При этом продукт творчества истолковывается, заключенные в нем переживания ("личные смыслы") раскодируются, тем самым происходит их осмысление, осознание, обязательная вербализация и, как следствие, освобождение от травмирующего переживания. Сам же терапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

В нашей стране многие методы терапии творчеством начинают формироваться только сейчас. Ограниченное количество исследований по данной проблеме, недостаточное их освещение в научно-методической литературе, не дают возможности широкого практического применения данных методик в образовании и социальной работе, хотя потребность в этом становится все более очевидной. В этой связи особый интерес представляет работа Л.А. Казаковой "нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья", представляющая собой методические рекомендации по основным технологиям творческой (и не только) терапии. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией ее методов на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

Степень разработанности проблемы. Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Т.А. Добровольской, А.А. Дыскиным, С. Застроу, Ф.А. Колесником, Е.И. Максимчиковой, Н.Б. Шабалиной и др.); педагогическом (Н.А. Горбуновой, М.В. Коробовым, Л.Г. Лаптевым, Е.И. Охрименко и др.); социологическом (Д.Д. Войтеховым, М.М. Косичкиным, П.В. Романовым, Е.Р. Ярской-Семеновой, и др.); медицинском (Е.В. Земляновой, Ж.И. Войцеховской, Н.Ф. Дементьевой, В.А. Зетиковой, К.А. Каменковым, Т.Н. Кукушкиной, Ю, Князевым и др.); правовом (О.В. Максимовым; О.В. Михайловой, В.П. Лукиным и др.); профессионально-трудовом (Э.Л. Бычковой, Л.К. Ермиловой, А.А. Модестовым, П.В. Романовым, А.М. Лукьяненко, Э.В. Муравьевой, А.И. Осадчих и др.).

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. Проблема педагогического сопровождения социальной реабилитации исследовалась в работах Моисеевой Л.Г., Е.В. Тарановой, Е.Л. Казаковой, М.А. Галагузовой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и др.

Особая роль семьи в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями подчеркивается в работах В.Ф. Капитонова, С.А. Косовой, Е.Р. Ярской-Семеновой и др.

При выпускной квалификационной работы автором были использованы следующие методы: анализ литературы, статистический метод, интервьюирование, беседа.

Цель исследования выпускной квалификационной работы - изучение возможностей применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе ГУСО "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Цель исследования заключается в решении следующих задач:

- изучить сущность и содержание проблемы детской инвалидности в РФ;

- исследовать систему социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития;

- изучить нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

- провести анализ работы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района;

- охарактеризовать практику использования декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- осветить основные вопросы библиотерапии в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и оценить возможности арт-синтез терапии как комплекса реабилитационных воздействий.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются дети и подростки с ограниченными возможностями (инвалидов - по действующему законодательству Российской Федерации).

Предметом исследования выступает применение творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Эмпирическую базу исследования составил опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в государственном учреждении социального обслуживания "Комплексный Центр социального обслуживания населения Палласовского района".

Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ по социальной работе.


Информация о ообразовании:

Игры с использованием схем и символов
Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?») Ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или ...

Взаимодействие доу с неполными семьями в современных социально-экономических условиях
Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С друго ...

Основные направления профориентационной работы
В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и кратко их охарактеризуем. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. 2. Профессиональная консультация. 3 ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru