Стратегическим направлением государственной и региональной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению мер по комплексной реабилитации, которая согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" включает в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Объем и структура реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации (далее ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, должны определяется с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. При этом учитывают анатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течения заболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным фактором при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработке ИПР ребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой и учебной деятельностью. Не менее значимым моментом является анализ семейных отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности ребенка.
ИПР ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе патронаж семьи (медицинский, психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия по психолого-педагогической и коррекционной работе. Воспитание и обучение детей-инвалидов должны быть направлены на коррекцию психофизического развития личности, на ее социальную адаптацию и интеграцию. При необходимости должно быть предусмотрено для ребенка специальное учебное место, имеющее техническую и организационную оснастку и эргономическую функциональность. В социальной реабилитации детей-инвалидов используются специальные технологии и детские технические средства реабилитации.
Формирование индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида имеет свои особенности по сравнению с ИПР для взрослых инвалидов. Значение имеет ряд факторов. Прежде всего, это возраст – термин "дети-инвалиды" в настоящее время охватывает детей и подростков в возрасте до 18 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на ряд периодов, имеющих свою специфику, которую также необходимо учитывать при формировании ИПР. Обычно выделяют следующие возрастные периоды детства:
- младенческий возраст – до 1 года,
- ранний возраст – 1−2 года,
- дошкольный возраст – 3−6 лет,
- младший школьный возраст – 7−10 лет,
- средний школьный или подростковый возраст – 11−14 лет,
- старший подростковый возраст или ранняя юность – 15−18 лет.
Для каждого возрастного периода характерны определенные качественные характеристики психического развития и ведущие виды деятельности.
Специфика детского возраста и основных видов деятельности ребенка накладывает отпечаток на структуру основных мероприятий ИПР. В связи с этим до окончания обучения ребенка в школе целесообразно расширение блока "Профессиональная реабилитация" в части педагогической реабилитации. При этом конкретизируются мероприятия по дошкольному воспитанию, общему и профессиональному образованию, педагогической коррекции. Все дети посещают те или иные учебно-воспитательные учреждения, и именно обучение, воспитание и образование являются основными путями их развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации ИПР.
Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образование предусматривает обеспечение готовности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формирование способности к саморегуляции своего физического и психического развития.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефекта в учебных условиях реализуется с помощью специальных методов, пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Информация о ообразовании:
Виды и назначение учебно-технической документации в п/о
На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации: 1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций. Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой опе ...
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному
искусству в школе
Методика – совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения–моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических ...
Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...