Учебная деятельность. Содержание, структура

Страница 1

Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий.

Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, средства и результат.

Содержание учебной деятельности - это теоретические знания.

Учебная деятельность отличается от любой другой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности.

Продуктивная мотивация является важнейшим условием обучения.

Особенности мотивационно-личностной сферы ученика:

1. наличие учебной мотивации и её конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);

2. ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи;

3. конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность);

4. наличие выраженных личностных акцентуаций. [3,79]

Цель учебной деятельности - это осознанное, т.е. выраженное в словах, чётко сформулированное предвосхищение её результата.

Обучение - это деятельность обучаемого и обучающего (учителя и ученика). Обучающий занят организацией учебной деятельности обучаемого.

Первейшей задачей учителя является формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности учащихся.

Познавательный интерес - это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная деятельность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нём.

Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются следующие:

1. получаемые знания обладают новизной для обучаемых;

2. знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;

3. на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;

4. активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку;

5. на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.

Средства учебной деятельности: учебно-методические схемы ориентировочной основы учебных действий (схемы, ООД), учебные задачи (набор задач), проблемные задания, сценарии дискуссий и диалогов, социально-психологических тренингов, технические средства обучения (ТСО).

Результат - усвоение некоторого общего способа преобразующих действий с объектом деятельности.

В учебной деятельности происходит взаимодействие ученика и учителя.

Ученик взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом - с учителем. В обстановке совместного интеллектуального творчества на учебных занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого идёт интенсивное психологическое развитие ребёнка, развитие его мотивационно-потребностной сферы, когда он усваивая основы человеческих взаимодействий, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в шко­ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами искусства, при­учению ...

Основные формы дизартрии, особенности дизартрии у детей с ДЦП
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Ди ...

Игра как основной вид деятельности дошкольника
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru