Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий.
Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, средства и результат.
Содержание учебной деятельности - это теоретические знания.
Учебная деятельность отличается от любой другой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности.
Продуктивная мотивация является важнейшим условием обучения.
Особенности мотивационно-личностной сферы ученика:
1. наличие учебной мотивации и её конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);
2. ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи;
3. конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность);
4. наличие выраженных личностных акцентуаций. [3,79]
Цель учебной деятельности - это осознанное, т.е. выраженное в словах, чётко сформулированное предвосхищение её результата.
Обучение - это деятельность обучаемого и обучающего (учителя и ученика). Обучающий занят организацией учебной деятельности обучаемого.
Первейшей задачей учителя является формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности учащихся.
Познавательный интерес - это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная деятельность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нём.
Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются следующие:
1. получаемые знания обладают новизной для обучаемых;
2. знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;
3. на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;
4. активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку;
5. на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.
Средства учебной деятельности: учебно-методические схемы ориентировочной основы учебных действий (схемы, ООД), учебные задачи (набор задач), проблемные задания, сценарии дискуссий и диалогов, социально-психологических тренингов, технические средства обучения (ТСО).
Результат - усвоение некоторого общего способа преобразующих действий с объектом деятельности.
В учебной деятельности происходит взаимодействие ученика и учителя.
Ученик взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом - с учителем. В обстановке совместного интеллектуального творчества на учебных занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого идёт интенсивное психологическое развитие ребёнка, развитие его мотивационно-потребностной сферы, когда он усваивая основы человеческих взаимодействий, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта.
Информация о ообразовании:
Начало школьного периода
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующ ...
Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за
счет вопросов социальной информатики
Рассмотрев значимость вопросов социальной информатики для развития современного общества, выясним, насколько глубоко рассматриваются социальные аспекты информатики в школьном курсе, какие вопросы затрагиваются при изучении. Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ утвержд ...
Понятие, структура и
система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество. Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и не ...