Учебная деятельность. Содержание, структура

Страница 1

Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий.

Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, средства и результат.

Содержание учебной деятельности - это теоретические знания.

Учебная деятельность отличается от любой другой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности.

Продуктивная мотивация является важнейшим условием обучения.

Особенности мотивационно-личностной сферы ученика:

1. наличие учебной мотивации и её конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);

2. ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи;

3. конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность);

4. наличие выраженных личностных акцентуаций. [3,79]

Цель учебной деятельности - это осознанное, т.е. выраженное в словах, чётко сформулированное предвосхищение её результата.

Обучение - это деятельность обучаемого и обучающего (учителя и ученика). Обучающий занят организацией учебной деятельности обучаемого.

Первейшей задачей учителя является формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности учащихся.

Познавательный интерес - это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная деятельность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нём.

Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются следующие:

1. получаемые знания обладают новизной для обучаемых;

2. знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;

3. на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;

4. активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку;

5. на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.

Средства учебной деятельности: учебно-методические схемы ориентировочной основы учебных действий (схемы, ООД), учебные задачи (набор задач), проблемные задания, сценарии дискуссий и диалогов, социально-психологических тренингов, технические средства обучения (ТСО).

Результат - усвоение некоторого общего способа преобразующих действий с объектом деятельности.

В учебной деятельности происходит взаимодействие ученика и учителя.

Ученик взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом - с учителем. В обстановке совместного интеллектуального творчества на учебных занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого идёт интенсивное психологическое развитие ребёнка, развитие его мотивационно-потребностной сферы, когда он усваивая основы человеческих взаимодействий, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Игры с использованием схем и символов
Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?») Ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или ...

Апробировать строительно-конструктивных игру направленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком. Для ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru