Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта.
Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом.
Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: - уровня и темпов развития общества; - потребностей и возможностей общества; - уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
Закономерность содержания обучения зависит от: - общественных потребностей и целей обучения; - темпов социального и научного ТП; - возрастных возможностей уч-ся; - уровня развития теории и практики обучения; - материально-технической и экономической возможности учебного заведения.
Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: - продуктивности предыдущего этапа и достигнутых результатов; - характера и объема изучаемого материала; - организационно-педагогического воздействия учителем; обучаемости уч-ся; - времени обучения.
Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: - знаний и навыков в применении методов; - целей обучения; -содержания обучения; - возраста уч-ся; - учебных возможностей уч-ся; - материально-технической обеспеченности; - организации учебного процесса.
Закономерность управления обучения. Продуктивность обучения зависит от: - интенсивности обратных связей в системе обучения; - обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерность стимулирования обучения зависит от: - внутренних стимулов или мотивов обучения; - внешних стимулов (общественных, экономических, педагогических …)
Конкретные закономерности описывают отдельные аспекты.
Дидактические закономерности:
результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.
Продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала и формируемых действий.
Результаты обучения находятся в прямо пропорциональной зависимости от осознания целей обучения уч-ся.
Результаты обучения нах-ся в прямой зависимости от мастерства, квалификации, профессионализма преподавателя.
Гносеологические закономерности.
Результат обучения прямо пропорционален умению учащихся учиться.
Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной деятельности уч-ся.
Продуктивность творческого мышления уч-ся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения уч-ся дом. заданий.
Психологические закономерности
Продуктивность обучения прямо пропорциональна кол-ву тренировочных упражнений.
Продуктивность обучения зависит от уровня и особенностей мышления обучаемых.
Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.
Продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти.
Обученность прямо пропорциональна обучаемости.
Информация о ообразовании:
Среднее профессиональное образование: тенденции развития в российской
федерации
В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях им ...
Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России
XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии
художеств
Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике б ...
Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...