Формы проявления педагогического такта в гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » Формы проявления педагогического такта в гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили

Страница 1

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Следует отдать дань скромности Шалве Александровичу, но и отметить, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза.

Взяв от своих учителей самое лучшее в том, что касается концепции педагогического акта Шалва Александрович углубил и расширил это понятие.

В первую очередь Ш.А. Амонашвили воспринимает основной результат положительного воздействия педагогического акта в развитии тех качеств личности, которые развивают самостоятельность, чувство выбора, духовность. Каким образом это достигается? Прежде всего Ш.А. Амонашвили настаивает на необходимости создания на уроках особого эмоционального фона, когда радостное ожидание финализируется ситуациями успеха, а ученики испытывают оптимистический настрой в своей готовности к овладению знаниями. На уроке должна присутствовать атмосфера доверия, веры учеников в свои силы, а учителя – в способности учеников. Между педагогом и школьным коллективом надлежит сформировать и поддерживать обратную связь, обеспеченную высокой степенью психологической контактности. Вместе с повседневным формированием речевой культуры, постоянно культивируется и прививается любовь к чтению, как неотъемлемый компонент духовно-нравственного развития личности.

В произведении «Школа Жизни» Амонашвили неоднократно указывает на то, что гуманная педагогика реализовывается и успешно осуществляется только в том случае, если все основные компоненты педагогического процесса (урок, учебники, личность учителя, общение с учениками и т.д.) будут переосмыслены с позиций гуманно-личностной концепции.

Самое главное во взаимоотношении учителя с учащимися – это дух сотрудничества, дух гуманности.

В общении с детьми – постоянное присутствие педагогического такта, – тактичность основывающаяся на духовной общности родителей, учителей и воспитанников, на идее принятия ребёнка таким, каков он есть в жизни. Именно тактичность позволяет отыскать правильный путь в лабиринте проблемы индивидуального подходка к ребенку.

Как иначе установить деловой и эмоциональный контакт, если не путём тщательного, своевременного, и самое главное – точного подбора способов и приёмов воздействия, проявляя при этом психологическую гибкость, тонкое применение воспитательных воздействий к психолого-педагогическим особенностям каждой, в том числе и конфликтной, сложной ситуации.

Ш.А. Амонашвили рассматривает структуру педагогического такта, как адекватное сочетание доброжелательности и требовательности к ученикам, терпеливость учителя не имеющую ничего общего с вынужденным раздраженным ожиданием, сюда же следует отнести и управление разносторонней деятельностью воспитанников, предоставление им самостоятельности.

Амонашвили выделяет шесть особенностей образовательного процесса в том, что он называет «Школой Жизни», – по сути своей любое образовательное учреждение взявшее на вооружение гуманно-личностный подход.

1 особенность: «Ребёнок есть деятельное существо».

«Образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека»

2 особенность: «Ребёнок есть целостное явление».

«В силу целостности Рёбенка образовательный процесс должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Рёбенка, жизнь детей…»

3 особенность: «В жизни ребёнка есть два уровня: спонтанная жизнь, протекающая вне педагогического вмешательства, и педагогизированная жизнь».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи
Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них ...

Основные этапы изучения понятия в школе
В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе: При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее: Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия. При построении системы задач на подведени ...

Понятие, структура и система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество. Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и не ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru