Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования

Образование в России ожидают значительные модернизационные преобразования. В сфере предстоящих реформ большое внимание уделяется личностно ориентированному взаимодействию учителя с учащимися. Учитывая инновационный подход, разработку уникальных технологий и возникновение интересных концепций в основание педагогического процесса закладывается помощь учащемуся в осознании себя творчески компетентной личностью, выявлении и раскрытии своих способностей, становлении самосознания. Личностно ориентированный подход требует уважения уникальности личности растущего человека, отношения к нему как субъекту собственного развития. Педагогические технологии, опирающиеся на гуманно-личностный подход отвергают принуждение, те или иные формы авторитаризма. Унижение достоинства личности, различные формы грубости и принуждения, нарушения прав становятся пережитком «тёмного средневековья» и особенным образом это касается педагогического процесса в среднеобразовательной школе.

Тем не менее в опыте современной школы по-прежнему имеют место случаи, когда во взаимоотношениях учителя и школьников проявляется бестактность, оскорбления, грубость, необъективность в оценке знаний и поведения, неуважение к мнению воспитанников. И тем более острой и актуальной становится задача, стоящая перед современной педагогической наукой: переосмысление с гуманистических позиций, компиляция и систематизация опыта накопленного выдающимися педагогами XX века: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского и др.

Выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств учителя, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.

Теоретико-методологической базой исследования педагогического такта, как компонента педагогического мастерства явились авторы и их концепции, идеи, теории, системы воспитания, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Л. Шевченко),

- проблемы нравственного воспитания (А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, И.А. Зязюн, И.И. Ильин),

- структуру педагогического такта (И.И. Рыданова, Синица И.Е.),

- классификацию качеств личности учителя (Н.Н. Никитина)

Объект исследования: теория и практика педагогического такта в общеобразовательной школе России во второй половине XX века и в советский период.

Предметом исследования выступают факторы обуславливающие формирование и проявление педагогического такта в условиях образования.

Цель курсовой работы: обобщение взглядов видных отечественных педагогов на сущность педагогического такта, формулирование выводов способствующих совершенствованию и популяризации их в современных условиях.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть понятие, сущность и структуру педагогического такта

2. Выявить и проанализировать ведущие идеи, концепции педагогического такта в трудах исследователей советского (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) и российского периода (Ш.А. Амонашвили)

3. Охарактеризовать основные черты педагогического такта

4. Выявить и представить качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Эмпирические основы работы заключаются в накоплении информации об исследуемой теме, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных. В работе применяются общенаучные методы эмпирического познания, такие как изучение результатов деятельности исследования, использование системы процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование исследуемой темы, наблюдение, способствующее фиксированию проявлений личности и деятельности, что в свою очередь позволяет раскрыть и углубить тему исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что здесь, в обобщённом виде представлена концепция педагогического такта как особого соответствующего профессиональной этике вида нравственной деятельности учителя, располагающей в качестве компонентной базы гуманистическими мерами воздействия на ученика, уважительным и вместе с тем требовательным к нему отношением, умением контролировать и регулировать педагогический процесс, не прибегая к авторитарным методам воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов этой работы в современной школе. Также данная работа может быть использована учителями, студентами педагогических ВУЗов.

Структура работы: решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов: изучение первоисточников, ретроспективного и сравнительно-сопоставительного анализа психологической и педагогической литературы по вопросам психологии педагогического такта.

В качестве источников в работе использованы учебники по педагогике и психологии, учебные и методические пособия, собрания трудов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.


Информация о ообразовании:

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, ...

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...

Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru