Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования

Образование в России ожидают значительные модернизационные преобразования. В сфере предстоящих реформ большое внимание уделяется личностно ориентированному взаимодействию учителя с учащимися. Учитывая инновационный подход, разработку уникальных технологий и возникновение интересных концепций в основание педагогического процесса закладывается помощь учащемуся в осознании себя творчески компетентной личностью, выявлении и раскрытии своих способностей, становлении самосознания. Личностно ориентированный подход требует уважения уникальности личности растущего человека, отношения к нему как субъекту собственного развития. Педагогические технологии, опирающиеся на гуманно-личностный подход отвергают принуждение, те или иные формы авторитаризма. Унижение достоинства личности, различные формы грубости и принуждения, нарушения прав становятся пережитком «тёмного средневековья» и особенным образом это касается педагогического процесса в среднеобразовательной школе.

Тем не менее в опыте современной школы по-прежнему имеют место случаи, когда во взаимоотношениях учителя и школьников проявляется бестактность, оскорбления, грубость, необъективность в оценке знаний и поведения, неуважение к мнению воспитанников. И тем более острой и актуальной становится задача, стоящая перед современной педагогической наукой: переосмысление с гуманистических позиций, компиляция и систематизация опыта накопленного выдающимися педагогами XX века: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского и др.

Выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств учителя, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.

Теоретико-методологической базой исследования педагогического такта, как компонента педагогического мастерства явились авторы и их концепции, идеи, теории, системы воспитания, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Л. Шевченко),

- проблемы нравственного воспитания (А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, И.А. Зязюн, И.И. Ильин),

- структуру педагогического такта (И.И. Рыданова, Синица И.Е.),

- классификацию качеств личности учителя (Н.Н. Никитина)

Объект исследования: теория и практика педагогического такта в общеобразовательной школе России во второй половине XX века и в советский период.

Предметом исследования выступают факторы обуславливающие формирование и проявление педагогического такта в условиях образования.

Цель курсовой работы: обобщение взглядов видных отечественных педагогов на сущность педагогического такта, формулирование выводов способствующих совершенствованию и популяризации их в современных условиях.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть понятие, сущность и структуру педагогического такта

2. Выявить и проанализировать ведущие идеи, концепции педагогического такта в трудах исследователей советского (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) и российского периода (Ш.А. Амонашвили)

3. Охарактеризовать основные черты педагогического такта

4. Выявить и представить качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта

Эмпирические основы работы заключаются в накоплении информации об исследуемой теме, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных. В работе применяются общенаучные методы эмпирического познания, такие как изучение результатов деятельности исследования, использование системы процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование исследуемой темы, наблюдение, способствующее фиксированию проявлений личности и деятельности, что в свою очередь позволяет раскрыть и углубить тему исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что здесь, в обобщённом виде представлена концепция педагогического такта как особого соответствующего профессиональной этике вида нравственной деятельности учителя, располагающей в качестве компонентной базы гуманистическими мерами воздействия на ученика, уважительным и вместе с тем требовательным к нему отношением, умением контролировать и регулировать педагогический процесс, не прибегая к авторитарным методам воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов этой работы в современной школе. Также данная работа может быть использована учителями, студентами педагогических ВУЗов.

Структура работы: решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов: изучение первоисточников, ретроспективного и сравнительно-сопоставительного анализа психологической и педагогической литературы по вопросам психологии педагогического такта.

В качестве источников в работе использованы учебники по педагогике и психологии, учебные и методические пособия, собрания трудов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.


Информация о ообразовании:

Одаренный ребенок в семье
Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным? Многие родители замечают у своих малышей незаурядные умственные достоинства: познавательные интересы, остроумие, прямо-таки взрослость некоторых их суждений. И при этом каждый отмечают повышенную умственн ...

Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...

Состояние проблемы организации деятельности детских оздоровительных лагерей
Пристальное внимание всех заинтересованных лиц к проблемам детского отдыха понятно, так как здоровье подрастающего поколения является основой перспективного развития общества и одним из важнейших элементов обеспечения его безопасности. В нашей стране, начиная с периода реформ, в связи с уменьшением ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru