Педагогический такт как компонент творчества учителя

Страница 1

педагогический такт гуманистический учитель

Ещё А.С. Макаренко охарактеризовал педагогический акт, как творчество учителя. И как любое творчество отличается от монотонной и однообразной, ремесленной работы своей ситуативностью, алертностью в реагировании на непредсказуемые сложные обстоятельства, так и педагогический такт заключает в себе способность учителя к быстрому осмыслению и адекватному реагированию на вызовы школьной среды, к анализу возможных условий по их разрешению, принятию взвешенных решений о выборе наиболее целесообразных действий с тем, чтобы достичь наилучших результатов.

Педагогический такт это нравственное поведение воспитателя, основывающееся на гибкости, изобретательности, эмпатии, заключающее в себе элементы юмора, сообразительности, изобретательности. На этом уровне реализации педагогический такт становится работой Мастера, нерукотворным искусством, обретающем себя в реальности, где нет возможности произвести точные измерения, получить конкретные количественные и качественные данные о состоянии объекта, в мире, где главным измерительным прибором становится чувство.

Это чувство основывается на нормах гуманности, на способности предвидеть последствия предполагаемых действий и позволяет педагогу в сплетении сложных ситуаций молниеносно отыскивать наиболее оптимальный, целесообразный путь воспитания, Это достигается не использованием набора каких-либо педагогических приёмов, а образом повседневного поведения воспитателя, на примере которого у воспитанников создается впечатление чуткого, справедливого отношения к ним. И уже во всём это тактичность выступает фундаментальным требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве учителя.

В ходе изучения работ А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили, сравнения их педагого-техники, отношения к индивидууму и коллективу становится возможным наиболее полно раскрыть специфику и сущность педагогического такта.

Специфика педагогического такта как меры в профессиональном поведении учителя заключается в том, что областью его применения является сфера общения. Процесс педагогического общения требует от учителя компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок. Специфика педагогического такта предполагает соблюдение учителем следующих аспектов в процессе общения:

- ввиду того, что ученики в силу недостатка жизненного опыта не всегда правильно понимают слова и действия учителя, а учитель не всегда располагает достаточной объективной информацией о психическом состоянии и мотивах поведения учащихся, педагогу следует проявлять педагогическое воображение, эмпатию, правильно понимать экспрессию поведения школьника и верно ее истолковывать;

- педагогу нужно помнить, что его круг общения не ограничивается только сферой «учитель – ученик». Это предполагает проявление учителем вежливости, внимания, сдержанности, искренности и эмпатии в процессе его профессионального общения и в сферах «учитель – родители», «учитель – учитель», «учитель – администрация» и т.д. К этому учителя обязывает его профессиональный и социальный статус;

- учителю не следует забывать, что педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и собственного достоинства педагога. Взаимодействуя со всем коллективом учащихся одновременно, педагогу в то же время надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать его, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт его личности;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Методы и средства наглядности
Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. С ...

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г. В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих ...

Формы работы социального педагога по профориентации
В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конку ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru