Педагогический такт как компонент творчества учителя

Страница 2

- для успешного взаимодействия со школьниками учителю необходимо, прежде всего, адекватно оценить собственную личность, свои индивидуально-психологические свойства, темперамент. Познание себя и управление собой должно стать постоянной заботой учителя. Особого внимания требует при этом умение педагога управлять своим эмоциональным состоянием, исключая крик, раздражительный тон, преобладание отрицательных.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Обобщая вышесказанное можно утверждать, что педагогический такт, проявленный в качестве одного из ключевых компонентов педагогического мастерства является ведущим фактором саморегуляции и развития детской личности.

В первом разделе данной работы было раскрыто несколько определений педагогического такта, принятых в настоящее время педагогической наукой. Была предпринята попытка свести всё многообразие определений к единой формулировке, также представлено единство педагогического и психологического такта, с указанием на их различие в том, что педагогический такт имеет более узкую, специализированную, сугубо профессиональную область применения. В этом же разделе рассмотрена основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса.

Во втором, третьем и четвертом разделах приведены взгляды выдающихся педагогов XX века (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили) на сущность, специфику и проблематику педагогического акта.

В пятом разделе предпринята попытка выделить и классифицировать основные черты педагогического акта.

В шестом разделе использованы выдержки из научных работ И.И. Рыдановой, Н.Н. Никитиной, где широко освещается психологическая «компонентная» база педагогического такта, приводится классификация черт, присущих личности учителя.

В седьмом разделе представлено понятие такта учителя, как одно из выражений педагогического творчества. Совершенствование такта тесно связано с улучшением многих других сторон учебно-воспитательной деятельности учителя, его общекультурной и специальной подготовки. В психологическом пален важное значение имеет развитие положительных свойств характера в системе которых формируется тактичность как одна из черт воспитанного характера.

В заключении автор данной работы, на основании изученных данных, выносит на суд читателя представление о специфике и сущности педагогического акта, раскрытое в группе лаконичных, выверенных и точных определений.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...

Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными ...

Воспитание патриотических чувств у подростков
Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru