- для успешного взаимодействия со школьниками учителю необходимо, прежде всего, адекватно оценить собственную личность, свои индивидуально-психологические свойства, темперамент. Познание себя и управление собой должно стать постоянной заботой учителя. Особого внимания требует при этом умение педагога управлять своим эмоциональным состоянием, исключая крик, раздражительный тон, преобладание отрицательных.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Обобщая вышесказанное можно утверждать, что педагогический такт, проявленный в качестве одного из ключевых компонентов педагогического мастерства является ведущим фактором саморегуляции и развития детской личности.
В первом разделе данной работы было раскрыто несколько определений педагогического такта, принятых в настоящее время педагогической наукой. Была предпринята попытка свести всё многообразие определений к единой формулировке, также представлено единство педагогического и психологического такта, с указанием на их различие в том, что педагогический такт имеет более узкую, специализированную, сугубо профессиональную область применения. В этом же разделе рассмотрена основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса.
Во втором, третьем и четвертом разделах приведены взгляды выдающихся педагогов XX века (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили) на сущность, специфику и проблематику педагогического акта.
В пятом разделе предпринята попытка выделить и классифицировать основные черты педагогического акта.
В шестом разделе использованы выдержки из научных работ И.И. Рыдановой, Н.Н. Никитиной, где широко освещается психологическая «компонентная» база педагогического такта, приводится классификация черт, присущих личности учителя.
В седьмом разделе представлено понятие такта учителя, как одно из выражений педагогического творчества. Совершенствование такта тесно связано с улучшением многих других сторон учебно-воспитательной деятельности учителя, его общекультурной и специальной подготовки. В психологическом пален важное значение имеет развитие положительных свойств характера в системе которых формируется тактичность как одна из черт воспитанного характера.
В заключении автор данной работы, на основании изученных данных, выносит на суд читателя представление о специфике и сущности педагогического акта, раскрытое в группе лаконичных, выверенных и точных определений.
Информация о ообразовании:
Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...
Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...
Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...