А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей

Страница 1

Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920–1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в мировой педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

Этот выдающийся воспитатель и педагог рассматривал такт как меру педагогически целесообразного, соразмерного воздействия, именно А.С. Макаренко одним из первых выявил существенный качественный аспект этой меры, определив её как выбор правильного индивидуального подхода к воспитанникам в каждом конкретном случае. Он утверждал, что деликатное прикосновение к личности ребёнка позволяет установить с ним доверительные человеческие отношения. Действуя таким образом, он опирался на прямое и косвенное внушение, педагогическую требовательность, «атаку в лоб», метод «взрыва», юмор, владение мимикой, постановку голоса. Помимо этих сугубо педагого-технических средств воздействия А.С. Макаренко в своей практике делал ставку на совершенно новое, уникальное отношение к личности воспитанника. Так как ему приходилось иметь дело с подростками, многие из которых имели преступное прошлое, то педагогическое взаимодействие с ними А.С. Макаренко строил, что называется с «белого листа».

«Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;

б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;

в) полный отказ от принудительного содержания в колонии и формальной борьбы с побегами;

г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;

д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;

е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии.»

Нетрудно заметить, что данная нравственно-педагогическая позиция А. С.Макаренко целиком и полностью соотносится с формулировкой, которую будет уместным привести ещё раз:

«Педагогический такт помогает учителю регулировать педагогический процесс, позволяя точно и своевременно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, их психическое состояние, и самое главное – их отношение к учебным занятиям в процессе учебной работы.»

Отдельной заслугой А.С.Макаренко в практической реализации теории педагогического такта, как инструмента технологии формирования личности, является раскрытие им ряда особенностей воздействия педагогического такта не только на отдельных воспитанников, но и на ядро коллектива (т.н. органы самоуправления). Эффективность такого педагогического приёма существенно повышается, когда по отношению к тому или иному воспитаннику или группе воспитанников осуществляется косвенное, «параллельное» воздействие через коллектив.

Для А.С. Макаренко педагогический такт был не чем-то отвлечённым, или придуманным в уютной тишине кабинетов, – критика подобного отношения к проблеме, неоднократно поднимается в его трудах.

«…что такое «педагогический такт» в том понимании, в каком это у нас часто употребляется, т. е. в кавычках? Педагогический такт часто – это особый способ увильнуть от воспитательной работы и от ответственности, и только. А учитель не имеет права отворачиваться ни от работы, ни от ответственности.»

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательн ...

Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальны ...

Методика формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков. Цель данного этапа эксперимента состояла в формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru