А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей

Страница 1

Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920–1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в мировой педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

Этот выдающийся воспитатель и педагог рассматривал такт как меру педагогически целесообразного, соразмерного воздействия, именно А.С. Макаренко одним из первых выявил существенный качественный аспект этой меры, определив её как выбор правильного индивидуального подхода к воспитанникам в каждом конкретном случае. Он утверждал, что деликатное прикосновение к личности ребёнка позволяет установить с ним доверительные человеческие отношения. Действуя таким образом, он опирался на прямое и косвенное внушение, педагогическую требовательность, «атаку в лоб», метод «взрыва», юмор, владение мимикой, постановку голоса. Помимо этих сугубо педагого-технических средств воздействия А.С. Макаренко в своей практике делал ставку на совершенно новое, уникальное отношение к личности воспитанника. Так как ему приходилось иметь дело с подростками, многие из которых имели преступное прошлое, то педагогическое взаимодействие с ними А.С. Макаренко строил, что называется с «белого листа».

«Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;

б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;

в) полный отказ от принудительного содержания в колонии и формальной борьбы с побегами;

г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;

д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;

е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии.»

Нетрудно заметить, что данная нравственно-педагогическая позиция А. С.Макаренко целиком и полностью соотносится с формулировкой, которую будет уместным привести ещё раз:

«Педагогический такт помогает учителю регулировать педагогический процесс, позволяя точно и своевременно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, их психическое состояние, и самое главное – их отношение к учебным занятиям в процессе учебной работы.»

Отдельной заслугой А.С.Макаренко в практической реализации теории педагогического такта, как инструмента технологии формирования личности, является раскрытие им ряда особенностей воздействия педагогического такта не только на отдельных воспитанников, но и на ядро коллектива (т.н. органы самоуправления). Эффективность такого педагогического приёма существенно повышается, когда по отношению к тому или иному воспитаннику или группе воспитанников осуществляется косвенное, «параллельное» воздействие через коллектив.

Для А.С. Макаренко педагогический такт был не чем-то отвлечённым, или придуманным в уютной тишине кабинетов, – критика подобного отношения к проблеме, неоднократно поднимается в его трудах.

«…что такое «педагогический такт» в том понимании, в каком это у нас часто употребляется, т. е. в кавычках? Педагогический такт часто – это особый способ увильнуть от воспитательной работы и от ответственности, и только. А учитель не имеет права отворачиваться ни от работы, ни от ответственности.»

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Подвижные игры в занятиях баскетболом
В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. Для формирования техники игры применяют подводящие упражнения, а в качестве основных средств используются подвижные игры. Построение учебно-тренировочного процесса в баскетболе имеет свою специфику в ...

Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru