Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций

Страница 1

Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей школьников, при оценке уровня подготовки учащихся.

В ряде ситуаций учитель полагается на то самое "чувство меры", которое складывается из его отношения к школьникам, его умения держать себя с ними, его высказываниях и поступках, в применяемых им средствах воспитательного воздействия. Не чувство ли "меры", а в более широком масштабе – комплекс морально-нравственных качеств выполняет регулирующую функцию педагогического процесса, позволяя педагогу соблюдать тонкое эмоционально-нравственное равновесие в отношениях с воспитанниками, или как писал А.С.Макаренко: "не перебарщивать " Какова же природа "меры педагогического воздействия", что же именно лежит в основе контрольно- регулирующей функции педагогического такта?

«Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. Врожденный т. Отсутствие такта. С тактом (тактично).»

При поверхностном рассмотрении проблемы вполне приемлемым может показаться представление о такте, как "умении держать себя определённым образом", но если проецировать это понимание на профессиональную педагогическую деятельность, то сразу же станет ясно, что вопрос о природе такта необходимо понимать значительно шире. «Чувство меры» и «умение себя вести» также учитываются, но исключительно на уровне компонентов, включенных в более широкую основу такта. Тем не менее, «мера», как один из ключевых компонентов педагогического такта всецело определяет насколько успешным и эффективным (со стороны учителя) будет регулирование педагогического процесса. Ошибочным будет воспринимать "меру" – компонент педагогического такта, как некое механическое, лишенное эмоциональности измерение того, сколько и каких именно воздействий необходимо применять в каждом случае.

Конкретные формы такта учителя являются проявлением многих сторон его личности и отражают педагогическое мастерство в учебно-воспитательной деятельности. Можно было бы сказать, что педагогический такт проистекает из совершенной педагогической техники, "вырастает на фундаменте педагогического мастерства", но своевременным будет подчеркнуть, что эта взаимосвязь не столь принципиальна и очевидна, как это может показаться вначале.

Помимо "чувства меры", отдельным компонентом педагогического такта обеспечивающим его функциональность будет умение учителя осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если учитель умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Концептуальные позиции развития профессиональных деструкций личности
Основываясь на анализе литературы, сформулируем следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности: 1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит ...

Пословицы и поговорки как средства народной педагогики
В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы и поговорки удовлетвор ...

Обучение грамоте
Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по обучению грамоте - Нечаева Н.В., Белорусец К.С. "Азбука" Учебник по обучению грамоте и чтению и Нечаева Н.В., Булычева Н.К. "Я читаю? Я читаю. Я читаю!" Тетради по чтению к Азбуке в 3-х частях. Азбука разрабо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru