Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе

Страница 1

Урок является основной формой организации учебно­го процесса в современной школе. В классно-урочной си­стеме он представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса. Вот какое определение понятию «урок» дал в своей работе «Совершенствование процесса обучения» М.Н. Скаткин: «Урок — это система­тически применяемая для решения задач обучения, воспи­тания и развития учащихся форма организации деятельно­сти постоянного состава учителей и учащихся в определен­ный отрезок времени» . Из этого следует, что урок как форма обучения имеет следующие признаки:

♦ точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40—45 мин, а в начальных классах он может составлять 30—35 мин);

♦ в каждой школе имеется твердое расписание уроков;

♦ на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;

♦ учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;

♦ на уроке применяются различные методы и сред­ства обучения, использование которых зависит от поставленных дидактических задач.

Урок включает в себя такие компоненты учебно-вос­питательного процесса, как цель урока, его содержание, средства и методы, применяемые на нем, деятельность к организации и управлению учебной работой, все дидактические элементы урока.

Основной сущностью урока является коллективно индивидуальное общение между учителем и ученика­ми. В результате такого общения происходит усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие у них способностей общения, выстраивания отношений с ок­ружающими их людьми, а также совершенствование пе­дагогического мастерства учителя. Следовательно, урок одновременно является формой как обучения в целом, так и организации обучения.

Функция урока заключается в том, чтобы была до­стигнута завершенная, но частичная цель. Такая цель, с одной стороны, состоит в усвоении нового, целостного материала, который одновременно может являться и ча­стью более обширного материала, а с другой стороны — частичного усвоения этого материала на уровне созна­тельного восприятия и запоминания.

Особенности урока прежде всего обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в системе обще­образовательного процесса, а также вопросами, которые заключаются в том, нужен ли опрос или же нет, обяза­тельно ли задавать домашнее задание, как лучше органи­зовать коллектив учащихся, как связать предыдущие уро­ки с последующими, как учесть индивидуальные способ­ности школьников.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что урок многопланов и многогранен, в него входит множество компонентов, составляющих процесс обучения. Урок ре­шает конкретные задачи каждого отдельно взятого вре­менного отрезка учебного процесса, но одновременно он является маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы, поэтому решает те дидактиче­ские цели, которые стоят в данный момент перед ним.

Перед началом урока учитель должен четко поставить перед собой цель, которую он хочет выполнить. Совре­менная дидактика уделяет особое место постановке цели урока. Она должна быть не пространной, а конкретной, решать соответствующие ей дидактические задачи, а так­же задачи воспитания и развития учащихся. Когда учи­тель определит основную цель своего урока, он устанав­ливает средства, т. е. то, что поможет ему в достижении поставленной цели. А после этого учитель ищет способ, т. е. как он будет действовать при достижении цели.

Под целью подразумевают ранее планируемый, предполагаемый результат деятельности в отношении преобразования какого-либо предмета. В педагогике объектом преобразования выступает учебная деятель­ность учащегося, а результатом — уровень воспитанно­сти, развития и обученности, которого учащийся сумел достичь в процессе получения знаний. Если раньше под конечной целью урока рассматривалась только переда­ча какого-то определенного объема знаний, а учитель стремился лишь к передаче учащимся готовых выводов науки, то теперь цели каждого отдельно взятого урока ставятся в соответствии с целями всего процесса обуче­ния и образования.

В настоящее время цель каждого урока должна отли­чаться конкретностью. Учитель точно должен знать, ка­кими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учите­лем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три ос­новные дидактические задачи:

♦ помочь вспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;

♦ дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Школы начального обучения
Школы элементарного (начального) обучения стали ареной соперничества нового и старого. Особенно заметна была конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Крупнейшие представители Реформации понимали важность учреждения начальных школ как средства влияния протестантизма. К ...

Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения
Одним из важных аспектов является охрана интеллектуальной собственности. Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 19 ...

Предмет дошкольной педагогики как науки
Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер: дошкольный наука педагогика категория Прикладной специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка практический – на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике П ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru