Исследование проводилось в МОУСШ №36, в 9В классе.
В ходе исследования было установлено, что жизненные планы учащихся сформированы достаточно хорошо. Об этом свидетельствует то, что с родом занятия после обучения в школе определились 85,7% всех учеников. Из них продолжить обучение в ВУЗе хотят 42,8% опрошенных, поступить в колледж 23,8%, поступить в техникум 14,3%, работать и учиться в вузе или техникуме 4,8%. Примечательно, что вариант устроиться на работу без продолжения обучения не выбрал никто.
Диаграмма 3
Интересно также и то, что выбрали конкретную профессию из четырех предложенных лишь 19% учащихся, а 66,7% предложили свои варианты профессий, наиболее распространенные из которых экономист – 19%, психолог – 10%, программист – 5%. 14% девятиклассников еще не определились с выбором будущей профессии.
Несмотря на это 52,4% учащихся назвали выбор своей профессии еще не окончательным.
Из проведенного исследования следует, что большинство учеников осуществили свой профессиональный выбор в 9-м классе – 66,7%, 23,8% в 8-м классе, а 9,5% еще в 7-м классе.
Диаграмма 4
Чем же можно объяснить колебание в выборе профессии более половины учащихся. Это можно напрямую связать с эффективностью профориентационной работы, проводимой в школе. 23,8% учащихся до сих пор не знают где можно получить подготовку по избранной профессии. И лишь 33,3% опрошенных учащихся хорошо представляют условия работы по выбранной профессии, а 66,7% имеют некоторое представление. На вопрос с кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии, 62% ребят ответили, что с родителями, 28,6% со сверстниками и лишь 4,8% с преподавателями.
Диаграмма 5
Закономерно также и то, что в наибольшей степени на выбор профессии школьников повлияли родители, так ответили 43%, на 38% опрошенных никто не повлиял, и в меньшей степени на профессиональный выбор учеников повлияли учителя 9,5% и сверстники 9,5%
Диаграмма 6
Как выяснилось, преподаватели практически не рассказывают о профессиях на занятиях.
Диаграмма 7
В ходе тестирования выяснилось, что плохая информированность о профессиях и неуверенность в себе, низкая самооценка учащихся мешают им в осуществлении профессионального самоопределения.
Наиболее важным при выборе профессии для большинства учеников является возможность хорошо заработать 57,14%, для 38% приоритетным является соответствие работы личным возможностям, такое же количество учащихся как основу выделяют интерес, творчество в работе, 23,8% воодушевляет мысль о высоком социальном статусе профессии, и лишь 19% школьников хотят принести пользу обществу. В старшей школе реализуется профильное обучение. Уже несколько лет осуществляется работа по 3-м основным профилям: физико-математический, химико-биологический и гуманитарный. В прошлом году в качестве дополнительных предметов были введены экономика и медицина. Это решение вполне оправданно, т.к. тестирование, проведенное в 9В классе, свидетельствует о высоком интересе учеников к предмету экономика.
Диаграмма 8
Распределение приоритетов учащихся в соответствии с предложенными тематиками факультативных занятий отображено в диаграмме 9.
Диаграмма 9
Таблица №7. Самые востребованные предметы
точные науки |
гуманитарные науки | ||
предмет |
кол-во человек |
предмет |
кол-во человек |
алгебра |
8 |
рус. яз |
10 |
геометрия |
3 |
экономика |
9 |
черчение |
3 |
история |
7 |
физика |
3 |
обществоведение |
6 |
информатика |
2 |
ин. яз |
4 |
химия |
1 |
биология |
3 |
психология |
2 | ||
география |
2 | ||
сумма |
20 32% |
сумма |
43 68% |
Информация о ообразовании:
Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные техн ...
Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...
Основные направления профориентационной работы
В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и кратко их охарактеризуем. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. 2. Профессиональная консультация. 3 ...