Мини-исследование на тему: «Диагностика профессиональных намерений учащихся»

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Мини-исследование на тему: «Диагностика профессиональных намерений учащихся»

Страница 2

Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.

Согласно его теории успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

На диаграмме 10 отображено распределение профессионально ориентированных типов личности в 9В классе.

Диаграмма 10

На основе полученных результатов устанавливается обоснованность профессиональных намерений с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.

В ходе исследования было установлено, что жизненные планы учащихся сформированы достаточно хорошо. Большинство хотят продолжить обучение в ВУЗе. Рубежом профессионального самоопределения основной массы учащихся стал 9 класс. Хотя примерно половина школьников еще колеблется в окончательности своего профессионального выбора. Это можно напрямую связать с эффективностью профориентационной работы, проводимой в школе. Предпрофильное обучение в школе организовано стихийно. Учитывается лишь часть интересов учащихся, которые связывают свою будущую профессию с отраслью экономики. Для них создан предмет экономика, как дополнительный; итоговая оценка идет в аттестат, но его нельзя выбрать при сдаче государственных экзаменов по окончании среднего образования или полного среднего образования.

Никакой исследовательской работы по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся не ведется. А вот, определение профессионально ориентированных типов личности показало, что в классе 28,57% детей с художественным типом и 26,20% с предпринимательским типом; но не для одних, не для других не предусмотрено ни каких вариантов дальнейшего обучения в соответствии с их способностями. Созданные в школе профили: физико-математический и химико-биологический на реалистический и интеллектуальный типы, которых в классе оказалось абсолютное меньшинство, по 4, 72% и 2,38% соответственно.

Притом, что не проводится ни каких мероприятий направленных на выявление профессиональных склонностей учеников, преподаватели не считают нужным формировать у учащихся вполне конкретные представления о той или иной профессии. В ходе тестирования выяснилось, что плохая информированность о профессиях мешает школьникам в осуществлении профессионального самоопределения.

Закономерно также и то, что в наибольшей степени на выбор профессии школьников повлияли родители, так ответили 43%, и в меньшей степени преподаватели – 9,5%.

Исходя из этого, в качестве рекомендаций, можно посоветовать отойти от создания формальных профильных классов, а в большей степени ориентироваться на интересы учащихся. И, безусловно, стараться помогать им в этом, путем организации различных факультативных занятий, на которых ребенок сам попробует реализовать себя в различных профессиях.

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс.

И как показывают международные исследования, выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Аналогичная картина складывается и на рынке труда, когда ряд вакансий занят некомпетентными специалистами, которые усвоили определенный объем знаний, но на практике не могут на должном уровне выполнить свои профессиональные функции. Изнутри системы образования это представляется избыточностью, но с точки зрения производства – недостаточностью образовательных услуг. Система общего образования не отвечает запросам общества: об этом говорит активное расширение внесистемного образования – достаточно просмотреть рассылаемые миллионными тиражами по электронной почте объявления об учебных программах, семинарах, тренингах.

Тем не менее, образование по-прежнему рассматривается как одна из наиболее важных ценностей.

В целом отмеченные тенденции свидетельствуют о необходимости введения профильного обучения.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Управление системой образования
Российская Федерация формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием в Российской Федерации, а именно: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием. Органы управления образованием являю ...

Методические рекомендации к проведению занятий элективного курса «Геометрические построения на плоскости»
элективный математика геометрический плоскость Методические рекомендации по обучению решению задач на построение Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них – это вопрос ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru