Для исследования поставленного вопроса, прежде всего необходимо знание существенных признаков педагогического такта. Теоретическая опора на работы выдающихся педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили в этом контексте позволит не только выявить ценные качества присущие педагогическому такту учителя, но и раскрыть, углубить понятие о педагогическом такте.
В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.
Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:
«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».
"Такт – это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом"
«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».
Педагогический такт – это умение учителя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с учащимися в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе учащихся.
«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности учителя».
На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К.Д.Ушинский говоря, что: "Педагогический такт . есть в сущности своей не более, чем такт психологический .". Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.
Высокая степень значения морально-психологического облика учителя, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А.С. Макаренко. "Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю"
Отдельные авторы подчеркивают определяющее значение каких-либо свойств личности учителя. В такой трактовке такт характеризуется повышенной чуткостью к окружающим и умением всегда найти такую форму обращения к человеку, которая оберегла бы его чувство собственного достоинства.
Есть и более общая трактовка, сформулированная таким образом:
"Педагогический такт -это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния."
Существует множество определений педагогического такта, – выше перечислены только несколько их вариантов. Тем не менее попытка свести всё многообразие определений педагогического такта к "сухой", универсальной формуле может привести к необоснованному сужению этого понятия (например, такт как только форма вежливого обращения или такт как чувство меры). Группа из приведённых выше определений наиболее полно отражает и правильно различные характеристики этого психологического явления без тенденции к упрощению или напротив: чрезмерно расширенному его пониманию.
Информация о ообразовании:
Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные
пособия на уроках изобразительного искусства
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. ...
Политика государства по
отношению к неполным семьям
неполная семья социальный педагог Советское государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Формы и масштабы такой помощи, естественно, не оставались неизменными. Не обращаясь к истории вопроса, остановимся лишь на ныне действу ...
Особенности устной и письменной речи младших школьников
У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а такж ...