Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

Статьи по педагогике » Эффективность использования произведений "материнской поэзии" в развитии ребенка раннего возраста » Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

Страница 1

В младенческом возрасте (от рождения до года) устанавливается тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень большое значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение – комплекс оживления. Эмоционально-положительное отношение ребенка ко взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4–5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер.

Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. В этот период очень хорошо, когда мама поёт ребенку колыбельные песни. Мамин голос успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности. Уже в этот период целесообразно применение малых фольклорных форм: пестушек, потешек.

К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей, а если он не дифференцирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психоневрологу.

В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи. Слушая веселую потешку или пестушку, ребенок рано или поздно пытается имитировать повторяющиеся слова («Га-га-га», «бух» и т.д.)

Ситуативно-личностное общение, характерное для младенцев, во втором полугодии жизни сменяется ситуативно-деловым, которое и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста. В этом возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция – оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главными поводами для контактом со взрослым становятся действия с предметами. В этом возрасте ему нужно от взрослого, прежде всего, соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелательном внимании, сформированная в период новорожденности, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 – 3 года). Список группы: Катя К. Вася Л. Рома К. Полина Р. Полина П. Настя П. Вика К. Вика Я. Рома П. Богдан К. Арина К. Лиза И. Даня Ф. Дима Ч. Влад В. Влад К. Даша Е. Юля С. Соня Л. Милана Х. Задача ...

Уровни профессиональных деформаций
Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных ор ...

Плотность вещества
Для знакомства с новой для вас физической величиной, плотностью вещества, отправимся в литейный цех завода с весами и линейкой. Выберем несколько разных по размерам чугунных и алюминиевых слитков прямоугольной формы. Используя весы, измерим массу каждого слитка, используя линейку и формулу V=lbh, и ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru