Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

Статьи по педагогике » Эффективность использования произведений "материнской поэзии" в развитии ребенка раннего возраста » Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

Страница 1

В младенческом возрасте (от рождения до года) устанавливается тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно. Начальная школа онлайн: лучшее предложение на рынке онлайн-образования online.macarun.ru.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень большое значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение – комплекс оживления. Эмоционально-положительное отношение ребенка ко взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4–5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер.

Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. В этот период очень хорошо, когда мама поёт ребенку колыбельные песни. Мамин голос успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности. Уже в этот период целесообразно применение малых фольклорных форм: пестушек, потешек.

К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей, а если он не дифференцирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психоневрологу.

В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи. Слушая веселую потешку или пестушку, ребенок рано или поздно пытается имитировать повторяющиеся слова («Га-га-га», «бух» и т.д.)

Ситуативно-личностное общение, характерное для младенцев, во втором полугодии жизни сменяется ситуативно-деловым, которое и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста. В этом возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция – оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главными поводами для контактом со взрослым становятся действия с предметами. В этом возрасте ему нужно от взрослого, прежде всего, соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелательном внимании, сформированная в период новорожденности, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского кинематографа
В сегодняшних школах деятельность учащихся по усвоению материала осуществляется в разнообразных формах обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охва ...

Виды наглядности
Выделяют виды наглядности: 1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы). 2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и ...

Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru