Взгляды ученых педагогов на двигательную активность

Страница 1

Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие.

В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир.

Повышенный режим двигательной деятельности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребёнка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений.

В научных трудах А.И. Быковой, Э.С. Вильчковского, А.В. Кенеман, И.В. Муратова, Н.В. Потехиной, Е.А. Тимофеевой показано, что двигательная деятельность дошкольников - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей.

Именно дошкольный возраст, по данным современных исследований, является наиболее важным периодом для формирования движений: строение, функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот период функциональной готовности (Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина), что выражается в интенсивном развитии опорно-двигательного аппарата (М.В. Антропова, М.М. Кольцова), заметном приросте мускулатуры, особенно крупных мышц туловища (Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, М.М. Кольцова).

Наиболее существенные изменения в организме детей связаны с развитием и укреплением опорно-двигательной системы, формирующей основные умения и навыки, благодаря чему впоследствии создается фундамент для развития и укрепления всей двигательной деятельности ребёнка, элементы которой будут основой для такого вида деятельности и для взрослого человека (А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова и другие).

Интенсивно идёт процесс адаптационных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем к физическим и нервным напряжениям (Л.Е. Любомирский, Г.П. Юрко). Это обусловлено и большей пластичностью нервной системы, интенсивным созреванием мозжечка, подкорковых образований коры головного мозга, улучшением механизма сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, развитием кинестетического контроля - возникает возможность осваивать всё новые и новые движения.

Исследования З.Й. Адашкявичене, Л.Б. Спиридоновой, Г.П. Юрко и других показывают, что регулярная двигательная деятельность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечнососудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни.

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, стремление не только удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях, но и быть сильным, ловким, смелым (Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощёкина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков). Все это является бесспорным свидетельством значительных возможностей дошкольника в освоении различных видов движений.

Основной проблемой в физиологии обучения движениям является проблема управления двигательной деятельностью. Неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений, внесли работы русских физиологов, И.М. Сеченова, Н.В. Введенского, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, которые получили дальнейшее творческое развитие в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Крестовникова и других.

Н.А. Бернштейн не только объяснил принцип управления движениями, но и показал механизм их формирования, включающих в себя три стадии в развитии движения.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Цели разделения темы на подтемы и уроки и требования к нему
Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер ПО в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит деятельностью группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения, используя при этом виды, средства и методы ра ...

Лечение и профилактика глухонемоты
Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или завершенных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При текущем патологическом процессе в органе слуха проводя ...

Классификация и происхождение глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru