Основные черты педагогического такта

Страница 1

В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать:

1. Предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства.

Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвечают тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когда их перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что с учениками разных типов темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком – твердый, с холериком – спокойный, с меланхоликом – мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними.

2. Доброжелательность и сотрудничество с учащимися.

Ученики могут болезненно реагировать на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Учитель должен не только объяснять учащимся новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта.

3. Доверие.

Педагогический такт предусматривает наличие у учителя веры в способности учащихся. Каждый ученик должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки учителей, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому учитель должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

Не следует, конечно, преувеличивать способности учеников, но особенно не рекомендуется занижать их. Доверие к ученикам справедливо называют макаренковским воспитательным принципом. Так роман А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» – это поэма о вере в человека. Антон Семёнович мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактны бывают те учителя, которые пессимистически относятся к будущему своих учеников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об ином. Бестактность таких учителей нередко граничит с прямым педагогическим преступлением.

4. Проявление гибкости, изобретательности, юмора.

Учитель обязан мудро строить тактику взаимодействия с детьми, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях – четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе – непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

5. Владение техникой общения.

6. Проявление терпения, воли, самообладания.

Для педагогического такта учителя большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А.С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают учителя, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность учителю отложить свое решение, например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т.д. Когда учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные учителя, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, учитель не научится педагогическому такту.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Восприятие как деятельность
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания. М ...

Анализ результатов коррекционной работы по изучению формирования самооценки у детей с нарушением слуха
На контрольном этапе мы используем четыре методики: «Ступеньки» (Е.Е. Кравцова), «Игра в мяч» (Т.А. Репина), «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина), «Человек» (А.Л. Венгер). Результаты каждой из групп приведены в таблицах 6 и 7. Таблица 6. Результаты экспериментальной группы детей на контрольно ...

Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Игра-драматизация является одним из удобных и естественных способов психического развития детей с нарушениями слуха, но ввести ее в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сложно. Так Г.Л. Выгодская (1975) отмечала, что для игры детям с нарушением слух ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru