Пластическое интонирование

Страница 1

Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через активное действие с образом, вокальное, пластическое интонирование музыки проходят путь от себя к образу и от образа к себе, как бы задавая ему вопросы.

В психологии в чувстве различают три момента протекания эмоции: восприятие какого-либо предмета или события или представление о нём, вызываемое этим чувство и телесные выражения этого чувства. В психологии искусства внешнее выражение того или иного чувства вызывает само это чувство. Это хорошо знают актёры, когда та или иная поза, интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию. Проигрывание интонации телом, вокальное «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой определённости. И на начальном этапе обучения оказывается достаточно владения родным языком для того, чтобы описать выразительность жеста, прощупывающего интонацию, а тем самым и саму музыкальную интонацию – её смысл.

Раскрывая специфику музыки, Б.В. Асафьев подчеркивал, что музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой тела человеческого. Любой музыкально-пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца… Интонации, ориентированные на музыкально-речевой опыт, схватываются реальным или свёрнутым мысленным со-интонированием. На пластические знаки, кодирующие жест, слушатель откликается сочувственным пантомимическим движением».

На то, чтобы лучше познать себя и других, вступить в диалог с композитором, стать участником интерпретации, а следовательно глубже понять замысел автора, направлены все формы общения с музыкой. Так, вокализация детьми практически всех мелодий, с которыми они встречаются на музыкальном занятии, пластическое интонирование, «дирижирование», движения, жесты, мимика детей, выражающие ощущение звучащей музыки, отношение к ней, являются отражением слышимой ими интонации в широком смысле слова.

Воспроизведение художественного образа в пении, пластике, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпо-ритма в другой, возбуждает и развивает эмоциональную память, чувство детей. Всё это способствует созданию действительной гармонии и согласия между бессознательным и сознательным ребёнка. В бессознательное нужно внести порядок, а это может сделать только сознательное «Я». В этом плане движение служит как бы посредником между подсознательным ощущением и осознанным восприятием. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные музыкальные элементы (характер звуковедения и направление движения мелодии, силу и скорость звучания, гармонические и тембровые краски др.) и тем самым отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, её интуитивное понимание. Дети помнят гораздо ярче именно те пьесы, которые слушают-исполняют с помощью движения. Возвращаясь к соответствующим движениям, они вспоминают мелодии, могут их напевать, описывают особенности пьесы. Способность воспринимать и осознавать воспринятое оказывается у детей на значительно более высоком уровне, если они для своего ощущения музыки находят двигательные аналоги.

Такой подход к музыкально-ритмическому движению, пластическому интонированию, к хоровому пению, вокализации позволяет рассматривать их не как обособленные виды деятельности, а как способы более глубокого погружения в музыку и переживания её образного содержания – формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря им, существенно обогащается методика развития музыкального восприятия дошкольников, которая даёт значительный общеразвивающий эффект. Речь идёт о воспитании у детей таких качеств, как внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, память и др. В связи с этим каждый ребёнок сможет выразить смену эмоциональных напряжений и разрешений, их динамику, изменение оттенков, сложность ритмических рисунков, насыщенность гармонии-то есть постичь логику эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием-мышлением, в процессе которого ребёнок, через активные формы музицирования – разные формы исполнительской интерпретации, открывает личностный смысл.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Первые этапы развития внимания
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизво ...

Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. С того времени, как умственно отсталы ...

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru