Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

Страница 2

Под специальным образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включает сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учреждения являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские, направленные на развитие способностей детей с ограниченными возможностями в развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

Кроме того, ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной задачей является определение возможности обучения в массовой школе, а также определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3 группы:

1-я - с легкой степенью нарушений в обучении (в том числе дети с задержкой психического развития);

2-я - с умеренными нарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями зрения, слуха, речи, физическими отклонениями) – их рекомендуется интегрировать после начальной школы;

3-я – с тяжелыми нарушениями в обучении (умственно отсталые дети, с выраженными нарушениями зрения и слуха) – их обучение рекомендуется осуществлять в специальном учебном заведении, либо на дому.

В плане профессиональной реабилитации основной акцент в ИПР делается на профориентацию – формирование профессиональных планов. В процессе профессионального подбора для подростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не для продолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения первичной профессиональной подготовки.

При определении условий труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:

- условия труда должны соответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием;

- психические и физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида;

- труд детей-инвалидов должен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов, скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели.

Особое внимание следует уделить психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому ИПР должна быть направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Основные формы психологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Родители – основные участники реабилитации, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у педагогов, воспитателей, врачей, психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Лечение болезни, коррекция нарушения, медицинская компенсация дефекта имеют свои границы. В то же время люди, не являющиеся инвалидами, также отличаются по своим физическим возможностям, уровню физической силы, быстроте реакции, интеллектуальным способностям и т. д.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...

Педагогическая мысль в конце XIX – начале XX в
Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) отвергал старую школу. Настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. “… что лучше - дать ребенку готовый ответ ...

Формы взаимодействия педагогов доу с неполными семьями
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется со способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты. Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru