Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 1

Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практикоориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата. Термин "технология" появился в технических дисциплинах и обозначал совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот термин распространился и на технологии воспитания. В настоящее время нет единого подхода к определению понятия "педагогическая технология", поэтому приведём несколько:

1) Процессуальный - способ построения педагогического процесса в определённой последовательности действий, позволяющих получить предполагаемый результат с наименьшими затратами.

2) Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения и воспитания.

3) Личностный - компонент педагогического мастерства учителя: умение спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую последовательность действий.

4) Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

5) Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачёв).

6) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

7) Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся (Монахов).

8) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

9) Целевое применение системы педагогических средств, направленное и однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого педагогического феномена (Н.В. Акинфиева).

Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной воспитательной деятельности известна давно, последняя, как считают, обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных мероприятий. Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в творческой, театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою "нишу" в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, основанные на терапии различными видами искусства. Во введении уже отмечалось, что единого понятийного аппарата по данному вопросу еще не разработано в отечественной науке. Термин нетрадиционные воспитательные технологии использует в своей работе Казакова. Именное ее терминологию мы и будем использовать в нашей работе. Многие другие специалисты, в том числе и Таранова, используют понятия "арттерапия" и "артпедагогика" для находящихся в неразрывной связи технологий лечения, воспитания и адаптации детей в социуме, связанная с занятиями творчеством, в частности его наиболее доступным видом - изобразительным искусством. "Арттерапия" по Казаковой - это "изотерапия" по Тарановой. На наш взгляд, в данном случае понятийная проблематика, по сути вторична - творческий подход и потенциал наставников детей позволяет им применять различную терминологию, и при этом быть понятными детям и друг другу. И хотя под арттерапией (арт-терапией) большинство специалистов понимают сегодня терапию искусством, взяв за основу классификацию Казаковой, мы во избежании путаницы будем использовать первый термин для обозначения терапии изобразительным искусством, а второй - для обобщающего понятия терапии творчеством.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Общие требования к проведению экскурсии
Слово «экскурсия» и словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассмотрим образовательные экскурсии, на которых преследуются, прежде всего, познавательные цели. Здоровая любознательность - основа учебной деятельности. Как утв ...

Слушание – восприятие
Ребёнок нынешнего поколения оторван от своих корней: он не слышит (или слышит очень мало) колыбельных песен, почти совсем утеряны традиции семейного музыцирования, дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. На них обрушивается благодаря средствам массовой информации мощна ...

Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками от груди на месте
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч па ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru