1) Арт-терапия (см. табл. 1.3) - одна из наиболее распространенных реабилитационных технологий, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др. Часто применяется в сочетании с другими воспитательными технологиями (в частности рекомендуется - с музыкотерапией).
Таблица 1.3 Арт-терапия
Вид деятельности |
Художественно-творческая, прикладная, изобразительная |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность |
Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления |
Преобладающие методы |
Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Творчество, познание, образное мышление, фантазия |
Режим, условия |
Время проведения - по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание произвольно. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения - наиболее подходящее помещение, открытая местность. |
Используемый инвентарь |
Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи, предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал |
Элементы инноваций |
Сочетание с другими социокультурными технологиями, применение изопродуктов в культурном досуге, мероприятиях, акциях |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформальные объединения |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет). |
Характер нарушений |
Для всех типов нарушений |
Таким образом, в результате арт-терапии:
- развиваются коммуникативные навыки детей с помощью элементов рисования и музыки: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными.
- стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.
- более устойчивым становится внимание.
- значительно улучшается работоспособность детей.
- развивается мелкая моторика руки.
- развивается творческое, образное мышление.
- дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.
2) Глинотерапия (см. табл. 1.4) - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.
Таблица 1.4 Глинотерапия
Вид деятельности |
Манипуляции с пластическими материалами (разминание, лепка, размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность |
Развитие психических сенсорных функций, тренинг моторных функций, снятие "зажимов", расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, профориентация, апробирование социальных ролей |
Преобладающие методы |
Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Активность, творчество, общение, соотнесение с жизнедеятельностью |
Режим, условия |
Время проведения - произвольное, либо по графику работы кружка. Периодичность произвольная или по медицинским показаниям. Продолжительность по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения - удобное для работы помещение. |
Используемый инвентарь |
Пластический материал, необходимые для работы инструменты, краски, объемные формы, литература по теме. |
Элементы инноваций |
Проективность, соотнесение с жизненными ситуациями, снятие "зажимов", средство общения |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения и организации (государственные и общественные): образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы. |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (начиная с 2-х лет) |
Характер нарушений |
Для всех типов нарушений |
Информация о ообразовании:
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...
Методические рекомендации к проведению занятий элективного курса
«Геометрические построения на плоскости»
элективный математика геометрический плоскость Методические рекомендации по обучению решению задач на построение Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них – это вопрос ...
Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских пра ...