3) Библиотерапия (табл. 1.5) - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.
Таблица 1.5 Библитерапия
Вид деятельности |
Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность |
Развитие интеллекта, логического мышления, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций |
Преобладающие методы |
Диалог, рассказ, иллюстративность, игра, информативность |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный |
Режим, условия |
Время проведения - произвольное. Периодичность - по желанию и самочувствию. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место - сидя в помещении или на воздухе. |
Используемый инвентарь |
Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов, магнитофон, иллюстрации. |
Элементы инноваций |
Соотнесение с другими жанрами социальнокультурной деятельности, универсальность использования. |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Организации: государственные, общественные. Социальные формирования: семья, неформальные объединения |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (с 3-х лет чтение; до 3-х лет - пересказ). |
Характер нарушений |
Для всех типов нарушений |
В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям. Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей, формирование логического мышления при пересказе.
Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.
Требования к библиотечному занятию:
- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;
- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.
4) Музыкотерапия (см. табл. 1.6) - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психологопедагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.
Таблица 1.6 Музыкотерапия
Вид деятельности |
Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах) прослушивание музыкальных произведений и их фрагментов. |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая, массовая |
Реабилитационная направленность |
Терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики при исполнительстве, снятие "зажимов", развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация. |
Преобладающие методы |
Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра, повтор, рассказ. |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Стимуляторный, творческий, познавательный. |
Режим, условия |
Время проведения по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание, произвольно. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения наиболее подходящее помещение, открытая площадка. Положение - сидя, стоя. |
Используемый инвентарь |
Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки, ноты, диски, музыкальная техника. |
Элементы инноваций |
Интегративное сочетание с другими видами искусства, музыкальное проектирование, применение в труде, учебе, досуге. |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Организации: государственные, общественные. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы. |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (с соответствующим подбором музыкального). |
Характер нарушений |
Кроме неслышащих. Для них используются громкие звуки с четким ритмом. |
Информация о ообразовании:
Школы для глухонемых
Количество школ для глухонемых в различных странах неодинаково. Необходимость обучения глухонемых наравне со слышащими лишь медленно и постепенно завоевывала себе право гражданства. Было время, когда количество школ для глухонемых было незначительным. Так, например, в 1838 году. общее количество шк ...
Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные техн ...
Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования»
и наглядные пособия А. П. Сапожникова
Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через ...