Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 3

3) Библиотерапия (табл. 1.5) - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

Таблица 1.5 Библитерапия

Вид деятельности

Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение

Форма деятельности

Индивидуальная, групповая

Реабилитационная направленность

Развитие интеллекта, логического мышления, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций

Преобладающие методы

Диалог, рассказ, иллюстративность, игра, информативность

Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный

Характер

деятельности

Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный

Режим, условия

Время проведения - произвольное. Периодичность - по желанию и самочувствию. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место - сидя в помещении или на воздухе.

Используемый

инвентарь

Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов, магнитофон, иллюстрации.

Элементы

инноваций

Соотнесение с другими жанрами социальнокультурной

деятельности, универсальность использования.

Базовый

ресурсодержатель

Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Организации: государственные, общественные. Социальные формирования: семья, неформальные объединения

Возрастные

границы

Для всех возрастных групп (с 3-х лет чтение; до 3-х лет - пересказ).

Характер

нарушений

Для всех типов нарушений

В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям. Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей, формирование логического мышления при пересказе.

Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

Требования к библиотечному занятию:

- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

4) Музыкотерапия (см. табл. 1.6) - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психологопедагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

Таблица 1.6 Музыкотерапия

Вид деятельности

Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах) прослушивание музыкальных произведений и их фрагментов.

Форма деятельности

Индивидуальная, групповая, массовая

Реабилитационная направленность

Терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики при исполнительстве, снятие "зажимов", развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация.

Преобладающие

методы

Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра, повтор, рассказ.

Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный

Характер

деятельности

Стимуляторный, творческий, познавательный.

Режим, условия

Время проведения по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание, произвольно. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения наиболее подходящее помещение, открытая площадка. Положение - сидя, стоя.

Используемый

инвентарь

Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки, ноты, диски, музыкальная техника.

Элементы инноваций

Интегративное сочетание с другими видами искусства, музыкальное проектирование, применение в труде, учебе, досуге.

Базовый

ресурсодержатель

Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Организации: государственные, общественные. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы.

Возрастные границы

Для всех возрастных групп (с соответствующим подбором музыкального).

Характер нарушений

Кроме неслышащих. Для них используются громкие звуки с четким ритмом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств
Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами — чтением, письмом, счетом — в отечественной педагогике б ...

Сохранение аутентичности в образовательном процессе
Одна из целей образования - развитие человека культуры, то, есть развитие подлинной сущности личности. Но подлинность приобретает самый полный смысл в духовной сфере. Человеческая подлинность – это не только нечто естественное и данное от рождения, словами О.Н. Дериси, это ценность, к которой нужно ...

Методы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru