Первое наше упражнение связано со своеобразным "таинством": нужно в полной тишине скатать плотный глиняный шарик. К моменту, когда он потемнеет и потрескается, в него "уйдут" наши неприятные чувства и настроения. После этого шарик можно выбросить, и с легким сердцем приступить к серьезной работе.
Нужно сказать, что выкатывание шарика для многих детей – работа сама по себе серьезная. Некоторым из ребят приходится делать это одной рукой на столе, с маминой помощью; другим – самостоятельно согласовывать работу обеих рук.
Следующий этап - игра в прижималки, основанная на свойстве глины после сжатия сохранять форму. Идея "прижималки" близка и к спонтанному рисунку, и к мятой бумажной скульптуре. Сжатый в детской руке кусок глины превращается в абстрактную форму, которую можно "расшифровать" и "проявить". Для завершения разгаданной фигурки нужно иметь под рукой несколько стеков (приложение 2), - палочек, заостренных на конце в форме конуса, или "отвертки", или "ножика", их легко изготовить из обычных щепок. Образцы "прижималок", сделанных нашими детьми представлены в приложении 3.
При сложных формах ДЦП работу игру в "прижималки" начинаем, сдавливая небольшой комок одной, активной рукой. Поначалу ребенку можно помочь, - расправить пальцы, зажать в них кусочек глины, усилить нажим, охватив детскую кисть своими пальцами. Результат желательно сразу же похвалить и немедленно "разгадать", после чего быстро "довести" фигурку с помощью стеки, зажатой в детской руке. Первый успех важен, он служит стимулом для следующей, уже более самостоятельной попытки.
Более интересной и трудной задачей является работа двумя руками. Сначала помещаем по комку глины в обе руки, пытаемся сжать их одновременно. В случае удачи получаем сразу две фигурки, в которых "находим" двух разных персонажей. Иногда же приходится сосредоточиться на каждой руке поочередно, придерживая свободную или обняв ребенка за плечи.
Наконец, можно начать работу с большим куском глины, сминая и деформируя его сразу двумя руками, погружая в мягкую поверхность разноцветные бусины, ракушки и пр. Если ребенок начнет выполнять такие действия самостоятельно, - это будет большая победа!
Намного проще вести подобные занятия с детьми с другими ограничениями в развитии, либо с теми, чей церебральный паралич проявляется в легких формах. Такие дети могут сосредоточиться на создании конкретных персонажей, а педагог, - на согласовании и координации их движений, на тонкой работе пальцами и стеками, на словесной "обработке" игры с глиняными куклами. Последняя очень важна в любой нетрадиционной воспитательной технологии, преподаватель должен быть просто "мастером разговорного жанра". Нужно помнить, что настоящая цель занятий - не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие "крупной моторики" головы, развитие личности ребенка.
После абстрактных "прижималок" полезно поработать с плоскими формами. Даже простое превращение комка глины в пластинку толщиной в один-два сантиметра – нелегкая задача для детей, чьи пальцы обычно сжаты в кулак. Этим самым кулаком мы сначала стучим по глине, придавая ей уплощенную форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью.
Информация о ообразовании:
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Взгляды ученых педагогов на двигательную активность
Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир. Повышенный режим двиг ...
Приемы
работы над беспереводным пониманием читаемого
Понимание является решающим моментом чтения. Понять текст -значит сделать его содержание своим достоянием, познать мысли, чувства и волю автора, сделать для себя выводы и поступать соответственно им. Тексты, с которыми имеют дело учащиеся, прежде всего различаются по своей информационной насыщеннос ...