Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Страница 2

Первое наше упражнение связано со своеобразным "таинством": нужно в полной тишине скатать плотный глиняный шарик. К моменту, когда он потемнеет и потрескается, в него "уйдут" наши неприятные чувства и настроения. После этого шарик можно выбросить, и с легким сердцем приступить к серьезной работе.

Нужно сказать, что выкатывание шарика для многих детей – работа сама по себе серьезная. Некоторым из ребят приходится делать это одной рукой на столе, с маминой помощью; другим – самостоятельно согласовывать работу обеих рук.

Следующий этап - игра в прижималки, основанная на свойстве глины после сжатия сохранять форму. Идея "прижималки" близка и к спонтанному рисунку, и к мятой бумажной скульптуре. Сжатый в детской руке кусок глины превращается в абстрактную форму, которую можно "расшифровать" и "проявить". Для завершения разгаданной фигурки нужно иметь под рукой несколько стеков (приложение 2), - палочек, заостренных на конце в форме конуса, или "отвертки", или "ножика", их легко изготовить из обычных щепок. Образцы "прижималок", сделанных нашими детьми представлены в приложении 3.

При сложных формах ДЦП работу игру в "прижималки" начинаем, сдавливая небольшой комок одной, активной рукой. Поначалу ребенку можно помочь, - расправить пальцы, зажать в них кусочек глины, усилить нажим, охватив детскую кисть своими пальцами. Результат желательно сразу же похвалить и немедленно "разгадать", после чего быстро "довести" фигурку с помощью стеки, зажатой в детской руке. Первый успех важен, он служит стимулом для следующей, уже более самостоятельной попытки.

Более интересной и трудной задачей является работа двумя руками. Сначала помещаем по комку глины в обе руки, пытаемся сжать их одновременно. В случае удачи получаем сразу две фигурки, в которых "находим" двух разных персонажей. Иногда же приходится сосредоточиться на каждой руке поочередно, придерживая свободную или обняв ребенка за плечи.

Наконец, можно начать работу с большим куском глины, сминая и деформируя его сразу двумя руками, погружая в мягкую поверхность разноцветные бусины, ракушки и пр. Если ребенок начнет выполнять такие действия самостоятельно, - это будет большая победа!

Намного проще вести подобные занятия с детьми с другими ограничениями в развитии, либо с теми, чей церебральный паралич проявляется в легких формах. Такие дети могут сосредоточиться на создании конкретных персонажей, а педагог, - на согласовании и координации их движений, на тонкой работе пальцами и стеками, на словесной "обработке" игры с глиняными куклами. Последняя очень важна в любой нетрадиционной воспитательной технологии, преподаватель должен быть просто "мастером разговорного жанра". Нужно помнить, что настоящая цель занятий - не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие "крупной моторики" головы, развитие личности ребенка.

После абстрактных "прижималок" полезно поработать с плоскими формами. Даже простое превращение комка глины в пластинку толщиной в один-два сантиметра – нелегкая задача для детей, чьи пальцы обычно сжаты в кулак. Этим самым кулаком мы сначала стучим по глине, придавая ей уплощенную форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности
Возможные пути профессиональной реабилитации педагога: 1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности) - способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуац ...

Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития
На Всероссийской конференции по педагогике развития в апреле 2001г. Б. Д. Эльконин заявил, что “без развивающего обучения ((Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – комментарии автора) термина педагогика развития вообще бы не было, потому что В. В. Давыдовым и др. было выстроено психологически строгое, ...

Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru