Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Известный отечественный психолог П.П. Блонский выделял специфические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда - творческий труд подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности, ознакомления с трудом взрослых, с помощью художественных средств.

Собственная трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются конкретного результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование - поддерживать у детей интерес к технике, знакомить со свойством материалов. Она предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его социальную направленность. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что "совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка". Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Идеи Н.К. Крупской развил в своих трудах и педагогическом опыте А.С. Макаренко. Определяя методы и приёмы трудового воспитания, он подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. "Нужно втягивать детей в труд путём поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, что бы дети работали с увлечением, радостно и добивались результата труда".

Дальнейшую разработку идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко и внедрение их в практику детских садов продолжили советские педагоги - З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…"

В современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Одни авторы считают, что ребёнка надо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться положительное отношение к труду. (В.И. Логинова, М.В. Крулехт).

Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком - тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в ответ на потребности людей в ней - врач нужен, что бы лечить, учитель, что бы учить. (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Управление системой образования
Российская Федерация формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием в Российской Федерации, а именно: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием. Органы управления образованием являю ...

0бщая характеристика лицеев России
лицей педагогика образование Лицей – 1) среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. По ...

Основные этапы изучения понятия в школе
В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе: При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее: Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия. При построении системы задач на подведени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru