Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки

Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие психических процессов: памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учиться письму, счету и чтению.

В школьном возрасте внимание и память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. При достаточном развитости внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняют аккуратно и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить цели деятельности, планомерно решать поставленные задачи.

В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания и памяти в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.

Значение памяти и внимания в процессе обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе очень велико. Ни один из видов музыкальной деятельности (слушательская, исполнительская, творческая и д.р.) не мог бы быть осуществлен вне тех или иных проявлениях внимания и памяти. Но насколько велико это участие, каковы основные и наиболее эффективные механизмы развития и совершенствования этих способностей у детей, насколько и какими способами можно повысить возможности и умения преподавателей, учителей музыки и направлять процессы памяти и внимания школьников для наиболее эффективной и продуктивной работы на уроках и внеурочное время – эти вопросы по сей день остаются открытыми.

Таким образом, возникает противоречие между значением процессов внимания и памяти в музыкальной деятельности и отсутствием целенаправленной и организованной деятельности педагогов направленной на формирование и развитие внимания и памяти младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. По причине недостаточной изученности процессов совершенствования развития памяти и внимания у учащихся в процессе музыкальной деятельности, встает проблема разработки и развития различных методик развития памяти и внимания в различных видах музыкальной деятельности. Возникает необходимость поиска и разработки соответствующих способов, приемов и принципов развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Разработкой проблемы развития внимания и музыкальной памяти школьников занимались М.Г. Арановский, А.В. Ражников, В.Н. Петрушин и другие. В работах ученых затрагиваются отдельные стороны развития внимания и музыкальной памяти. Также огромную ценность представляют работы В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус, в которых раскрываются сущности внутренней природы музыкальной памяти. В работах Т.А. Барышевой, В.К. Белобородовой, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса раскрывавются особенности развития музыкальной памяти в разные возрастные периоды и методы формирования музыкальной памяти школьников.

Цель:

разработать методы, способы, приемы развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки для совершенствования уровня музыкального развития и воспитания детей.

Объект:

процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Предмет:

развитие внимания и памяти младших школьников в процессе музыкального обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Задачи:

– Определить сущность понятий памяти и внимания. Выявить их психолого-педагогическую характеристику.

– Проанализировать особенности развития внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки.

– Выявить методы, способы, приемы, педагогические условия внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.


Информация о ообразовании:

Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся волейболом
Волейбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, передачи, нападающий удар, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению о ...

Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста
После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием моделирования, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в старшей группе Д/С № 224, в составе 10 человек. Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществ ...

Причины появления неполных семей
В последнее время демографы отмечают большой рост числа неполных семей. Распространённость неполных семей зависит от нескольких условий. Поскольку по принятой Госкомстатом классификации к неполным относятся семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми независимо от возраста детей, то группа непол ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru