Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 1

Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели.

Метод обучения является неотъемлемым и важным компонентом любого урока, он приводит в действие его внешние и внутренние ресурсы. С помощью правильно подобранных методов достигается возможность воспитывать ребенка, развивать и обучать его.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. Как отмечал Б.М. Теплов: «память в этом возрасте становится мыслящей».

У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные сведения события его жизни.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития внимания и памяти. Однако, для развития памяти ребенка полезны не только и нисколько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, развитие положительного отношения к ним. А это все происходит, если в учебной деятельности применяются различные формы организации учебного процесса.

Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игра. Игра – один из основных видов человеческой деятельности. Значение игры в человеческой жизни традиционно подчеркивалось в психологической науке. Свидетельство тому – работы Л. Выготского, А. Мелик–Пашаева, В. Ражникова, Д. Эльконина. Здесь прежде всего, подчеркивается ее развивающий характер, способствующий как психическому, так и личностному развитию. Именно это и привлекает в итоге педагогов – А. Газманова, Г. Григорьева, А. Макаренко, К. Сухомлинского, К. Ушинского.

Известные деятели музыкального образования – Ю. Алиев, О. Апраскина, Н. Брюсова, Д. Кабалевский, Н. Терентьева и др. – в своих книгах предлагают способы использования игр на уроках музыки. В первую очередь акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, повысить интерес, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.

Л. Выготский считал, что игра синкретически объединяет в себе все виды художественного проявления ребенка: «Игра является подготовительной ступенью его художественного развития».

А. Леонтьев называет игру своеобразной «предэстетической деятельностью», т.к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план. С помощью них ребенок сознает в игре новую реальность, в которой все подчинено законам свободы и носит условный характер. Ребенок чувствует себя комфортно в этих условных ситуациях и, в дальнейшем, метафорический язык искусства станет ему более доступен. Увлеченность ребенка процессом игры еще одно ее свойство.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, что бы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Организация учебно-воспитательного процесса в Императорском Царскосельском лицее
Распоряжение об основании первого лицея в России было дано императором Александра I в 1810 году благодаря усилиям по развитию отечественного образования М.М. Сперанского. Лицей был создан как особое образовательное учреждение для подготовки культурной элиты с целью модернизации России. Событие 19 о ...

Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной ...

Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его те ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru