Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 1

Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели.

Метод обучения является неотъемлемым и важным компонентом любого урока, он приводит в действие его внешние и внутренние ресурсы. С помощью правильно подобранных методов достигается возможность воспитывать ребенка, развивать и обучать его.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. Как отмечал Б.М. Теплов: «память в этом возрасте становится мыслящей».

У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные сведения события его жизни.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития внимания и памяти. Однако, для развития памяти ребенка полезны не только и нисколько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, развитие положительного отношения к ним. А это все происходит, если в учебной деятельности применяются различные формы организации учебного процесса.

Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игра. Игра – один из основных видов человеческой деятельности. Значение игры в человеческой жизни традиционно подчеркивалось в психологической науке. Свидетельство тому – работы Л. Выготского, А. Мелик–Пашаева, В. Ражникова, Д. Эльконина. Здесь прежде всего, подчеркивается ее развивающий характер, способствующий как психическому, так и личностному развитию. Именно это и привлекает в итоге педагогов – А. Газманова, Г. Григорьева, А. Макаренко, К. Сухомлинского, К. Ушинского.

Известные деятели музыкального образования – Ю. Алиев, О. Апраскина, Н. Брюсова, Д. Кабалевский, Н. Терентьева и др. – в своих книгах предлагают способы использования игр на уроках музыки. В первую очередь акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, повысить интерес, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.

Л. Выготский считал, что игра синкретически объединяет в себе все виды художественного проявления ребенка: «Игра является подготовительной ступенью его художественного развития».

А. Леонтьев называет игру своеобразной «предэстетической деятельностью», т.к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план. С помощью них ребенок сознает в игре новую реальность, в которой все подчинено законам свободы и носит условный характер. Ребенок чувствует себя комфортно в этих условных ситуациях и, в дальнейшем, метафорический язык искусства станет ему более доступен. Увлеченность ребенка процессом игры еще одно ее свойство.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, что бы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Формирование прочных навыков техники чтения
Термином «синтетическое чтение» в современной методике преподавания иностранных языков принято называть такой вид чтения, при котором понимание текста «основано на синтезе знакомых элементов» и не имеет беспереводный характер. Это беглое чтение про себя. В процессе синтетического чтения все внимани ...

Кризис института семьи и брака
Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Зако ...

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа. Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru