Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 2

В целях развития внимания и музыкальной памяти младших школьников можно использовать комплекс игровых методов и приемов для уроков музыки. Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.

Игровой метод – это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра и д.р. Игровой прием – это часть метода обучения. Игровые методы и приемы мы использовали в ходе формирующего эксперимента целенаправленно и систематически, а именно игровые методы и приемы были направленны на достижение такой цели, как развитие долговременной произвольной музыкальной памяти, ее объема, логичности и осмысленности. Системность же заключается в регулярном и последовательном включении игровых методов и приемов в содержание уроков музыки. Например, в задании «Любимые мелодии» учащиеся могут использовать друг для друга темы музыкальных произведений: петь мелодии понравившихся произведений, играть их на фортепиано, металлофоне.

Еще один интересный опыт по взаимодействию внимания и музыкальной памяти в игровой форме этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Термин «декламационный метод» он сформирован преподавателем И.Д. Перфильевой. В своем исследовании мы рассмотрели некоторые методические материалы по использованию этого метода. К примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная Азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевской в предисловии описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текс, дети сами сочинят слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лекка Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?», соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке с ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):

«Где ты Лека, Лека, Лека?

Увезли тебя далеко.

Где ты милый мой?»

За вторым разом жалобы собачки продолжаются:

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей дружочек Лека,

Приезжай за мной.

Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением, и время звучания этой пьесы сильно сократилось. Потребность в применении декламации на уроках необходимо, при развитии у младших школьников ритма и музыкальную память. Нужно отметить, что декламационные материалы дают результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребенка и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное, значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но все же главный акцент делался на развитие музыкальной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...

Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru