Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 2

В целях развития внимания и музыкальной памяти младших школьников можно использовать комплекс игровых методов и приемов для уроков музыки. Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.

Игровой метод – это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра и д.р. Игровой прием – это часть метода обучения. Игровые методы и приемы мы использовали в ходе формирующего эксперимента целенаправленно и систематически, а именно игровые методы и приемы были направленны на достижение такой цели, как развитие долговременной произвольной музыкальной памяти, ее объема, логичности и осмысленности. Системность же заключается в регулярном и последовательном включении игровых методов и приемов в содержание уроков музыки. Например, в задании «Любимые мелодии» учащиеся могут использовать друг для друга темы музыкальных произведений: петь мелодии понравившихся произведений, играть их на фортепиано, металлофоне.

Еще один интересный опыт по взаимодействию внимания и музыкальной памяти в игровой форме этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Термин «декламационный метод» он сформирован преподавателем И.Д. Перфильевой. В своем исследовании мы рассмотрели некоторые методические материалы по использованию этого метода. К примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная Азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевской в предисловии описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текс, дети сами сочинят слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лекка Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?», соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке с ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):

«Где ты Лека, Лека, Лека?

Увезли тебя далеко.

Где ты милый мой?»

За вторым разом жалобы собачки продолжаются:

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей дружочек Лека,

Приезжай за мной.

Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением, и время звучания этой пьесы сильно сократилось. Потребность в применении декламации на уроках необходимо, при развитии у младших школьников ритма и музыкальную память. Нужно отметить, что декламационные материалы дают результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребенка и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное, значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но все же главный акцент делался на развитие музыкальной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Специфика обучения младших школьников программированию в среде Scratch
В настоящее время информатику начинают изучать уже в начальной школе. Возникает вопрос: можно ли в начальной школе детей обучать алгоритмизации и программированию? Можно, но при соблюдении следующих условий: · для решения алгоритмических задач выбрана понятная и интересная ученикам предметная облас ...

Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...

Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное иску ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru